menu-options

Нам 10 лет (Юбилейная книга театра Фоменко, 2003 год) (Часть 22)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21

 

Неистребимая жажда нового, утонченная эстетика и подлинный гуманизм – вот на чем, по-моему, стоит Мастерская Петра Наумовича. И так все 10 лет, и ни одного сбоя, и ни разу не покривив душой.
... И сколько бы я об этом ни думал, тайна Фоменко остается для меня неразгаданной.

Член-корреспондент Российской Академии наук
М.В. Баглай
 

 


Мне всегда казалось, что люди в спектаклях Фоменко временами словно теряют вес. Материя человеческого тела и материя слова волшебным образом развоплощаются, и высвобожденные сгустки энергии пускаются в свободную, полную счастья игру. Это упоительное свободное дыхание передается и нам, этот неслыханной чистоты воздух проникает в наши легкие, отравленные сегодняшней жизнью, справляющей свой грязноватый пир за стенами фоменковского острова, и мы дышим, надышаться не можем, вбирая в себя этот дух веселой свободы и света, пушкинской свободы и пушкинского света, который излучают спектакли «фоменок» – и тогда, когда они играют Пушкина, и тогда, когда они играют Бахтина или Жироду.
Чтобы придти к этому свету, высокому покою и простоте, нужно было прожить жизнь, полную испытаний и тягостей, нужно было обладать мужеством и твердостью духа. И нужно уметь любить – своих учеников и своих актеров.
Театр Петра Фоменко не только дарит нам эстетическую радость. Он делает нас немного лучше. Он помогает нам жить.
Стало быть, когда сегодня, в юбилейные дни, мы желаем Мастеру и его театру долгих лет жизни, нами в конце концов руководят вполне эгоистические чувства.

Алексей Бартошевич


 

Мастерская Фоменко для меня является редким сегодня подтверждением, что современный театр – жив, что есть добро, есть любовь, есть дружба, порядочность. Только в этом театре можно испить чистоту театра. Театр Фоменко – церковь театра. Поздравляю Петра Наумовича, всех замечательных артистов с праздником и желаю вам построить скорее свой дом, в который все будут приходить с естественным и искренним восхищением.

Дмитрий Бертман

 

 

 

 

«Золотая Маска» от всей души поздравляет «Мастерскую» с десятилетием! Ваш удивительный театр – одно из самых драгоценных украшений нашего фестиваля. Мы счастливы дружить с Вами, дорогие «фоменки»!

Генеральный директор
Национальной театральной
Премии и Фестиваля
«Золотая Маска»
Э. Бояков

 

Фоменки – это праздник, пиршество душевных соприкосновений, колдовство и тайна недосказанности... Фоменки – это завершенность каждого штриха и погружение в глубины природы человека... Я люблю этот театр, ликуя, наслаждаясь, плененная личностью и мастерством Мастера, который, заиграв на флейте, вдохнул в него божественную силу вдохновенья.
Увы, уж извините, без юбилейного пафоса было не обойтись.

Всегда ваша
Зоя Богуславская

 


«Лес» в постановке Петра Фоменко вчера с триумфом прошел на сцене Комедии Франсез.
Мы уверены уже теперь, что этот спектакль навсегда останется в памяти нашего театра. Сейчас, когда работа закончена, все кажется легким и непринужденным. Как обычно, Петр Фоменко с присущим ему уникальным талантом завладел всей театральной территорией и покорил ее.
Он соединил на сцене смыслы, ощущения и чувства в своем легком порхающем стиле, он высвободил пластику тел, сделав их неожиданно ломкими, грациозными, бурлескными, трогательными и чувственными. Он претворил тела наших актрис и актеров в мелодию движения. Он вызвал на сцене взрыв радости, песни и слез. Он работал сам и заставил всех работать как каторжник или ребенок, чтобы в театре продолжала жить наша душа во всей ее целостности – работал со страстью, не желая допустить, чтобы в человеке умалялось человеческое.
Кажется, что он почти одинок в своей борьбе, настолько погоня за наживой, которая стала девизом нашего времени, день за днем ослабляет все наши способности. Но приходит Петр Фоменко и говорит вслед за Островским, обращаясь к дикарям и бесчувственным созданиям: «Мы останемся простодушны, а при возможности – забавны и возвышенны».

Марсель Бозоне
Генеральный директор Комедии Франсез
Понедельник, 14 апреля 2003

 


В чудеса не верю и даже слов таких избегаю. Долго и старательно подбирал другие слова. Не подобрал.
Потому как Мастерская Фоменко – это и есть чудо.
Оказывается, чудо может длиться. И даже отмечать юбилеи.
 

Евгений Бунимович

 

 

 

 

 

 

...и пусть как волна за волною, стремительно и непрерывно течет и течет неиссякаемый источник Вашего искусства на радость Ваших поклонников.
От всей души и с нижайшим поклоном.

Юозас Будрайтис

 

 


 

Удачи вам! Рад, что молодость, талант, успех так счастливо соединились у «фоменок».
Я признаюсь громко:
мой кайф – фламенко
Ненавижу «фомку»,
люблю – Фоменкл!

 

 

Андрей Вознесенский

 

 

Примите мои самые искренние поздравления в связи с 10-летием Вашей «Мастерской»!
Слава «Мастерской», которая является одной из лучших драматических трупп России, давно уже перешагнула границы Отечества. Каждая премьера «Мастерской П. Фоменко» становится событием, что само по себе уникально. Театралы всегда ждут премьеры Вашего театра с радостным нетерпением, зная, что неудач у «фоменок» не бывает. Многие из ваших спектаклей по праву вошли в золотой фонд русского театрального искусства.
Позвольте мне от себя и коллектива гостиницы «Украина» пожелать Вам и Вашему коллективу сценических успехов в напряженном творческом горении, отмеченном неповторимым Фоменковским стилем! Счастья и радости Вам и Театру!

Генеральный директор
гостиницы «Украина»
Борис Винниченко

 


Петр Наумович Фоменко – главный волшебник Изумрудного города – Театра Петра Фоменко. Его актеры – волшебники и волшебницы. А мы, зрители, сами того не замечая, тоже волшебствуем вместе с ними.
Спектакль Петра Фоменко – бесконечная человеческая комедия, в которой и фарс, и трагедия одновременно. В которой музыка – в движении, живопись – в мизансцене, поэзия – в каждом слове, смысл – в молчании, напряжение – в тишине. Как же хорошо, что можно придти в театр Фоменко, дабы встретиться с собой и забыть себя!

С любовью и преклонением, Алла Гербер


 

 

 

Театр Петра Фоменко – безусловное достояние не только отечественной, но и мировой культуры. Маловместителъный со своими двумя ультракамерными залами, он дает безграничную пищу для размышлений всем, кто посещает его спектакли как в России, так и за рубежом. Он – как мотылек, который все время стремится к свету. К свету любви, жизни без ненависти, без ужасов войны. Желаю неопалимых крыльев замечательному детищу ни на кого не похожего великого режиссера.


Губернатор Московской области
Герой советского союза
Борис Громов

 

 


Мне трудно выразить в полной мере те чувства, которые я испытываю к Петру Фоменко и его Театру. Я давно научился радоваться чужому режиссерскому успеху, хотя в данном случае этот успех – одно из важнейших событий в современной российской театральной культуре. Я слишком хорошо помню смертоносный цензурный пресс, нацеленный на профессиональную ликвидацию молодого дерзающего режиссера, помню годы его изгнания, когда казалось, что человек сломлен и полузабыт. Однако, творческий потенциал этого человека, его духовный, нравственный стержень оказались поразительно жизнестойкими. Непостижимым образом он выстоял и, обретя «второе дыхание», подарил своим современникам блистательные режиссерские сочинения; уроки вдохновенного поиска новых театральных идей при непременном сохранении лицедейского достоинства и культуры. Мастер вывел на высокую орбиту новую генерацию молодых актеров. Теперь его ученики – известные люди, а некоторые и вовсе знаменитые.
Хочется от всей души поздравить себя самого с тем, что уже десять лет я являюсь самым ревностным поклонником Театра Петра Фоменко и его «фоменок».

Художественный руководитель
Московского театра «Ленком»
Марк Захаров

 

 

Продолжение: часть 23, часть 24, часть 25