menu-options

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА (Часть 1)

по книге:
Ю. С. Рыбаков. «Театр имени Евг. Вахтангова, Москва. Пятьдесят сезонов. 1921—1971» (1971), юбилейный альбом. 

 

ВахтанговГосударственный ордена Трудового Красного Знамени академическийтеатр имени Евг. Вахтангова празднует в 1971 году свой полувековой юбилей.
Пятьдесят лет назад московские газеты известили, что в воскресенье, 13 ноября 1921 года, состоится открытие постоянного театра Третьей студии Московского Художественного театра. Указывался и адрес, неизменный с того дня, – Арбат, 26.
Программа открытия включала спектакль «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в постановке Вахтангова, основателя и руководителя Третьей студии МХАТ, и концертную часть, в которой приняли участие К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов. Присутствие в этот знаменательный день самого Станиславского было добрым предзнаменованием и знаком одобрения для нового театрального начинания. Рано умерший Евгений Богратионович Вахтангов оставил своей студии небольшой репертуар: «Свадьбу» А. П. Чехова, «Чудо святого Антония» М. Метерлинка и «Принцессу Турандот» К. Гоцци. Вместе с этими спектаклями Вахтангов завещал своим ученикам идею неразрывной связи искусства с жизнью народа, мысль о высокой ответственности художника революционной эпохи. «С художника спросится» – под этим девизом Вахтангова прошли пятьдесят лет деятельности театра его имени, и все эти годы коллектив вахтанговцев в ряду лучших советских театров талантливо и смело прокладывает новые пути в искусстве. Острое ощущение революционной действительности, стремление проникнуть в существо новой эпохи, строгие этические принципы, уверенный профессионализм – все, что было унаследовано студийцами от своего учителя, помогло им и после его смерти продолжить активные поиски в искусстве, подготовило коллектив к встрече с современной драматургией, без которой немыслимо плодотворное движение театра вперед. Перед всем советским театром стояла ответственная задача отразить в своем творчестве завоевания Октября, показать его героев, проследить пути формирования характера нового человека. Вахтанговцы сами искали встреч с молодыми советскими литераторами и своим творческим азартом, обаянием студийной увлеченности, талантливостью привлекали к себе одаренных людей. Последовательно, с высокой художественной взыскательностью осваивают они современную тему. На протяжении первых же лет своего существования театр одерживает убедительные сценические победы: «Виринея» Л. Сейфуллиной и В. Правдухина (1925), «Барсуки» Л. Леонова (1927), «Разлом» Б. Лавренева (1927), «На крови» С. Мстиславского (1928), «Заговор чувств» Ю. Олеши (1929).
Коллектив вахтанговцев внимательно прислушивается к ритму жизни, сверяет свои шаги с ее запросами, подчас ошибается, но никогда не изменяет принципиальной линии своего творческого существования. В работе над современной и классической драматургией стремительно развиваются своеобразные и сильные актерские и режиссерские индивидуальности Б. Щукина, Р. Симонова, Б. Захавы, А. Орочко, Ц. Мансуровой, А. Горюнова, И. Толчанова, В. Кузы, Е. Алексеевой, О. Басова, О. Глазунова и других.
Сохранению и развитию художественных и этических принципов, завещанных Евгением Богратионовичем Вахтанговым, во многом содействовала творческая и организаторская деятельность В. Кузы, К. Миронова, Л. Русланова, П. Антокольского.
Крупнейшие мастера советской режиссуры, и прежде всего К. С. Станиславский, внимательно следят за деятельностью молодого коллектива, оказывают ему поддержку.
В. Э. Мейерхольд способствует тому, чтобы оставшаяся без руководителя Студия сохранила свое самостоятельное существование (он принимает участие в репетициях «Бориса Годунова», постановку которого намеревались осуществить студийцы). «Отношение Мейерхольда к Третьей студии, – свидетельствует Б. Е. Захава, – было поистине трогательным. Казалось, что Мейерхольд носит в себе как бы чувство нравственной обязанности, своего рода творческого и морального долга по отношению к Вахтангову и его ученикам».
Значительную роль в становлении театра сыграл замечательный советский режиссер А. Д. Попов, поставивший многие спектакли 20-х годов, которые укрепили на сцене театра современную драматургию. В 1926 году завершился студийный период жизни коллектива. Студия стала театром.
Вахтанговские заветы помогли коллективу преодолеть внутренние противоречия студийной замкнутости, что оказалось под силу далеко не всем театральным начинаниям первых послереволюционных лет, и выйти на широкий путь искусства социалистической эпохи. В 30-е годы театр первым обращается к драматургии Н. Ф. Погодина, начинающего тогда драматурга, корреспондента «Правды» на стройках первой пятилетки. Театр увлекает отраженный в его пьесах пафос социалистического строительства, выхваченные из гущи жизни характеры и конфликты. Постановки его «Темпа» (1930) и «Аристократов» (1935) проходят с большим успехом.
Подлинно выдающуюся победу одерживает содружество театра и драматурга в спектакле «Человек с ружьем», премьера которого состоялась в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Вдохновенное сценическое воплощение образа Владимира Ильича Ленина стало огромным творческим достижением Бориса Щукина. «Человек с ружьем» явился значительнейшим вкладом в театральную Лениниану, заняв видное место в истории советского театра.
Знаменательными вехами на пути развития Вахтанговского театра и всего советского театрального искусства стали такие спектакли, как «Егор Булычев и другие» – первая постановка этой замечательной пьесы М. Горького, – «Много шума из ничего» В. Шекспира, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.
В суровые военные годы театр не прекращает напряженной творческой работы. Его спектакли «Русские люди» К. Симонова и «Фронт» А. Корнейчука проникнуты духом непримиримой ненависти к фашизму, раскрывают истоки массового героизма советских людей, проявленного в борьбе с врагом. Постановки «Олеко Дундича» А. Ржешевского и М. Каца и «Сирано де Бержерака» Э. Ростана были созвучны времени своим прославлением мужества, отваги, бесстрашия. Эти спектакли продолжали героико-романтическую линию театра. Одновременно с работой в тылу специально организуется Фронтовой филиал театра, показывающий свои спектакли непосредственно в Действующей армии.
Послевоенный период характерен напряженными поисками нового репертуара, способного показать жизнь советского народа в условиях мирного строительства. Среди примечательных спектаклей этих лет – комедия А. Корнейчука «Приезжайте в Звонковое» и его же драма «Макар Дубрава», в которой образ старого украинского шахтера создал М. Державин.
Линию героического репертуара продолжает в эти годы «Молодая гвардия» А. Фадеева, в которой талантливо заявили о себе молодые артисты Н. Гриценко, Ю. Любимов, А. Граве, В. Дугин, Л. Пашкова, Е. Коровина.
За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства Театр имени Евг. Вахтангова в 1946 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В начале 50-х годов замечательный театральный деятель и прекрасный режиссер, многолетний руководитель театра Рубен Николаевич Симонов смело выводит на сцену новое поколение актеров. Театр как бы накапливает силы для нового подъема в своем искусстве. Именно в эти годы играют свои первые скромные роли те, кто ныне поддерживает славу актерского искусства Вахтанговского театра: Юлия Борисова, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и многие другие.
Романтическая взволнованность «Города на заре», «социально-историческая глубина «Фомы Гордеева», тонкий анализ современных характеров в «Иркутской истории», эпический размах «Правды и кривды» – эти и другие спектакли последних лет надолго определили успех театра, показали все богатство творческих возможностей коллектива, обеспечили ему заинтересованное и устойчивое внимание зрителей. Театр имени Евг. Вахтангова занимает одно из ведущих мест в общем процессе развития советского театрального искусства. В борьбе за обогащение выразительных средств театра ему принадлежит выдающаяся роль.
Прошлые и нынешние победы театра, все лучшее, смелое, талантливое, все неповторимое в его искусстве связано с человеком, имя которого носит театр. Наследие великого художника живет в его учениках, учениках учеников, в его творческих заветах, в нравственном примере его личности.

 

Продолжение: часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6, часть 7часть 8часть 9часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26