menu-options

«Сатирикон» показывает свою версию пьесы «Эмигранты»

«Сатирикон» показывает свою версию пьесы «Эмигранты»

Автор постановки – выпускник режиссёрского факультета РАТИ Сергей Щедрин

«ЭМИГРАНТЫ» Славомира Мрожека относятся к разряду тех блестящих философских манифестов, когда, кажется, режиссеру нечего в них интерпретировать. Упругая четкая мысль драматурга уверенно ведет его по запутанным лабиринтам человеческих парадоксов, не давая отвлечься на личное высказывание. В одной подвальной комнате-клетке (не «на дне» – ниже) одной абстрактно свободной страны живут два эмигранта из абстрактно тоталитарного государства. Первый – интеллектуал, второй – чернорабочий. Первый – одиночка, второй – семьянин. Первый – борец с режимом, второй – простой обыватель. Первый навсегда бежит от тоталитаризма, второй бежит от нищеты, которую влачил весь его род, чтобы вернуться домой обеспеченным человеком. Первый – раб своих идей, второй – раб своих потребностей, которым положено возрастать. И нет людей более чуждых друг другу, и нет более необходимых друг другу, чем эти двое, абсолютно никому не нужные в свободном мире. Сам эмигрант, Мрожек расставил над «i» многие точки и поставил такие вопросы, над которыми даже не задумывались советские диссиденты. Недавние выпускники Школы-студии МХАТ с курса Константина Райкина – Сергей Щедрин (режиссер), Георгий Лежава и Антон Егоров (работяга и интеллигент соответственно) – взялись за эту пьесу для самостоятельной работы в рамках учебного процесса в «сытые нулевые», когда наш мир уже несколько раз перекувырнулся с ног на голову. С концом учебы «Эмигрантов» не списали, а продолжали играть для себя, для души. Как снова выясняется, это самый верный способ совершить какой-то личный прорыв. Студенческие «Эмигранты» стали репертуарным спектаклем. Интеллектуальное уравнение европейца Мрожека актеры играют с такой русско-цыганской страстью, что все логические построения начинают сочиться живой кровью. Роль вола-работяги досталась Георгию Лежаве – как говорят в таких случаях, на сопротивление. Чернокудрый и голубоглазый статный красавец даже отвратного цвета костюм и вечно дырявые носки носит с элегантностью лондонского денди. В ограниченном забитом скупердяе-паразите, который без зазрения живет за чужой счет, чтобы скопить деньжат, актер играет то, что меньше всего можно ждать от этого героя, – неукротимую витальную силу простака и… чувство собственного достоинства, гордость, которая рано или поздно проснется, взорвется и вернет ему подобие душевного покоя. Интеллигента играет Антон Егоров. Привычка рефлексировать, сочинять четкие формулы, вгоняя в них изменчивую, пульсирующую жизнь, сыграла с его героем дурную шутку. Он точно захлебывается тугими сложносочиненными фразами. Измученный мозг лихорадит от жгучей потребности придать хаосу мира афористическую стройность. А главное – спрятать собственный страх перед одиночеством и разочарованием: эмигрировать от самого себя невозможно. «Эмигранты» всегда казались безнадежной пьесой: скряга рвет свои деньги, мыслитель рвет свои «философические письма», наступает Новый год – и жизнь продолжает свой бег по замкнутому кругу. Но в сатириконовском спектакле проступает свет надежды: ведь миражи наконец рассеялись, а это уже немало.

 

Ольга Романовна Фукс
21 апреля 2010, 15:31
Источник: http://www.vmdaily.ru/article/95008.html