menu-options

Старая новая драма

На сцене "Под крышей" Театра Моссовета поставили "Долгое путешествие в ночь" Юджина О'Нила

Нельзя сказать, что американский классик, родоначальник национальной драматургии, нобелевский лауреат Юджин О'Нил неизвестен в наших пенатах. И издавался, и ставился, и даже Виталием Вульфом переводился. Но легендарных спектаклей, врезавшихся в память театральных поколений, не было. О'Нил - не на слуху, как, скажем, Теннесcи Уильямс. А в Америке, между прочим, сейчас бум его пьес, и телевидение показывает старые экранизации. Своими мрачноватыми, трагическими историями он потеснил на Бродвее бодряка Нила Саймона, девиз которого - жизнь продолжается.

Узнав о репетициях в Театре Моссовета "Долгого путешествия в ночь", легко было предположить, что выбор пьесы продиктован заботой о замечательной актрисе Нине Дробышевой - здесь женская роль по ней и для нее. Само по себе намерение благое. Она и сыграла Мэри Кэван Тайрон блистательно. Однако это вовсе не бенефис. В спектакле, поставленном Павлом Сафоновым, увлекают все четыре персонажа, и у каждого актера есть свой звездный миг. Но главное, для всех участников пьеса оказалась возможностью высказаться о времени и о себе.

Известно, что история, рассказанная в "Долгом путешествии", автобиографична. Мать Юджина, мечтавшая о карьере пианистки, стала наркоманкой, после тяжелых родов пристрастившись к морфию. Отец-актер, мечтая о шекспировских ролях, пять тысяч раз с успехом сыграл графа Монте-Кристо, разменяв талант на финансовое благополучие. Юношами узнав о болезни матери, братья, один из которых был поэтически одарен, пустились вразнос, запив и загуляв в грязных нью-йоркских борделях. Юджина спасла мечта о писательстве. Вот таким и предстает на сцене семейство Тайронов, ведя бесконечный ночной диалог, полный взаимных претензий, отчаяния и мучительной любви.

О'Нил заметил однажды: "Люди, которые, достигнув успеха, не перешагнут его и не попробуют вкуса неудачи, являются для меня духовным средним классом". Все напряжение спектакля, его потаенный лиризм и открытая боль - в невозможности совместить житейское благополучие с внутренней гармонией. Когда героиня Дробышевой бродит по дому, повторяя: "Что-то ужасно важное я потеряла, но не могло же оно потеряться совсем", - думаешь и о том, как дорого платит актриса, оставаясь сегодня вне суеты сериалов и тусовок, оберегая отпущенный ей трагический дар. Ради тех минут на сцене, когда она властительница. И здесь, в доме Тайронов, вот парадокс, ее Мэри - казалось бы, источник семейного несчастья - как раз хранительница духа. Она часто смотрится в зеркало, но вовсе не потому, что красуется, - видит зазеркалье. Через ее голову и другие заглядывают, но видят отражения. Прекрасно построенные режиссером мизансцены. Кажется, Лев Лосев находит ключ к О`Нилу в соединении нервного Стриндберга с античной статью. Это - про Дробышеву.

А вот Джеймс и Эдмунд Тайроны, сыгранные Дмитрием Щербиной и Алексеем Гришиным, будто пришли из "новой драмы". Только написанной старомодно многословно. Матом короче. В скобках заметим: "Долгое путешествие в ночь" вбирает и типы, и круг тем, лелеемых новодрамовцами, но Нобеля им не отхватить. Так вот, как и Андрей Сергеев, исполнивший роль отца семейства, они расскажут о душевном раздрызге, когда непосильна ноша таланта, в сегодняшних ритмах.

Считается, что пьесы О'Нила в отличие от современных не написаны, а вырваны с мясом. Молодой режиссер Павел Сафонов предпринял попытку сыграть не по писаному. Удачную. Обнадеживающую.

 

Итоги, 17 марта 2008 года
Мария Седых
Источник: http://www.itogi.ru/arts-teatr/2008/12/5142.html