menu-options

И мочалок Командир!

МойдодырБалет "Мойдодыр" Ефрема Подгайца долго ждал своего сценического часа. Еще в 2008 году эта партитура выиграла у ста конкурентных опер и балетов для детей, написанных российскими композиторами. Все эти партитуры участвовали в конкурсе, который проводил Главный театр вместе с Союзом театральных деятелей. И после "Детей Розенталя" Леонида Десятникова "Мойдодыр" должен был стать следующей мировой премьерой Главного театра. Однако детский спектакль опередил на сцене балет "Утраченные иллюзии", созданный тем же Десятниковым. Но сегодня вечером мочалки и щетки из "Мойдодыра" выбегут наконец на заветную сцену и публика почувствует особый драйв артистов, которые, может, уже и танцевали "луковиц" в "Чиполлино", но "зубами" и "пастами" не были еще никогда. Представляя свой балет, Ефрем Подгайц заметил: "Я не делю музыку на детскую и взрослую. Серьезные и прекрасные произведения для детей создавали Чайковский, Прокофьев, Бах, Шуман". О том, что предстоит увидеть зрителям на Новой сцене Главного театра для читателей "Российской газеты" рассказал художественный руководитель балета Главного театра Сергей Филин.

Прямая речь

- Инициатива постановки "Мойдодыра" исходила от Анатолия Иксанова. Дело в том, что призом для победителя конкурса на лучшее произведение для детей была постановка на сцене Главного театра. Об этом обязательстве мне и напомнил Анатолий Геннадьевич, как только я приступил в 2011 году к обязанностям художественного руководителя балета. Но в тот период у нас шла огромная работа: открытие сцены, переносы спектаклей. И мы не сразу могли приступить к этому, но я очень серьезно думал, кто может сделать постановку. В итоге решил предложить Юрию Смекалову, одному из самых перспективных наших молодых хореографов. Он познакомился с музыкой, ему очень понравилось, но он предложил кое-что переписать.

Ефрем Подгайц согласился, они очень тесно работали. Либретто было почти полностью переписано, добавлены персонажи с забавными оригинальными именами: Котобенок - это котенок-ребенок, Крокодядя - дядя крокодил. Представьте: Таврический сад, огромное количество прохожих, не связанных друг с другом, они проносятся мимо, и среди них обязательно найдется такой "дядя крокодил". Это сказка не совсем даже детская. Художник Андрей Севбо погрузился в спектакль очень глубоко и создал удивительные декорации, а также 140 оригинальных костюмов, которые, казалось бы, не предполагали возможность в них танцевать. Ведь персонажи "Мойдодыра" - это метла, самовар, совок, медведь, подушка, зубные щетки. Но он все так прекрасно придумал, что артисты надевают эти костюмы и чувствуют себя в них комфортно. И выглядит все это очень красочно, наглядно: возникает сказочная атмосфера. То, что касается кастинга, то с моей стороны не было никакой жесткости.

Когда Юрий Смекалов приехал в Москву, мы с ним прошли по классам, он посмотрел каждого артиста. Многих он знал. Потом он специально смотрел их в детском балете "Чиполлино", чтобы почувствовать их актерские возможности именно в детском репертуаре. Некоторые персонажи даже появились благодаря нашим актерам. А дальше случилось удивительное: я решил, что не буду никого уговаривать на эти роли. И Юрий Смекалов согласился со мной: кто сам придет, с теми он и будет работать. Но произошло обратное: в зал пришли все первачи. Маша Александрова вошла и сказала: "Я буду танцевать мочалку!". За ней в очередь встали Екатерина Шипулина, Кристина Кретова, Настя Меськова. Работали все зажигательно. Слава Лопатин сделал с Настей Сташкевич невероятный спектакль, но, к сожалению, накануне премьеры Слава получил тяжелую травму и пока не будет танцевать. Семен Чудин и Нина Капцова, Артем Овчаренко с Дарьей Хохловой - тоже великолепные работы. У нас три абсолютно разных состава, и это все - разные спектакли, они показывают разные истории. Так что смотреть нужно всех. Приглашаем!

Автор: Ирина Муравьева

Источник: "Российская газета"