По ту сторону занавеса (Александринский театр, Санкт-Петербург). Фестиваль «Золотая маска»
По ту сторону занавеса (Александринский театр, Санкт-Петербург)
Продолжительность: 4 часа 20 минут
Сценарий, режиссура, cвет - АНДРИЙ ЖОЛДАК
Сценография - АНДРИЙ ЖОЛДАК, ДАНИЭЛЬ ЖОЛДАК
Костюмы, видео - ДАНИЭЛЬ ЖОЛДАК
Звуковое и музыкальное оформление - СЕРГЕЙ ПАТРАМАНСКИЙ
Ассистент художника по свету - ДМИТРИЙ ПЕСОЦКИЙ
Ассистент по техническим вопросам - АЛЕКСЕЙ ОБРАЗЦОВ
Ассистент режиссера - ЮЛИЯ ПРОХОРОВА
Помощники режиссера - ТАТЬЯНА ТИМОФЕЕВА, ЕЛЕНА БОРУНОВА
Выпускающий продюсер - ТАТЬЯНА КАЛИНИНА
Действующие лица и исполнители:
Маша - ЕЛЕНА ВОЖАКИНА
Ирина - ОЛЕСЯ СОКОЛОВА
Ольга - ЕЛЕНА КАЛИНИНА
Андрей - СТЕПАН БАЛАКШИН
Наташа - ЕЛЕНА КАЛИНИНА
Кулыгин - ВИТАЛИЙ КОВАЛЕНКО
Отец или Вершинин - ИГОРЬ ВОЛКОВ
Тузенбах - ИВАН ЕФРЕМОВ
Соленый - АЛЕКСАНДР ШИНКАРЁВ
Чебутыкин - СЕМЕН СЫТНИК
Жена Вершинина - ВАСИЛИСА АЛЕКСЕЕВА
Мать - ОКСАНА ОБУХОВИЧ/ МАРГАРИТА АБРОСЬКИНА
Режиссер Андрий Жолдак в своей версии «Трех сестер» посадил публику прямо на сцену Александринки, развернув их лицом к пустому чреву роскошного партера, покрытого белыми чехлами. Мы оказываемся буквально «по ту сторону занавеса», а слова и мотивы чеховской пьесы – по ту сторону жизни и смерти.
Память чеховских персонажей Жолдак обнулил, забросив их в 4015 год. Но фантастическая футурология не сработала: собранная из осколков и загруженная как попало память сестер образовала все тот же, хотя и несколько кривой, меланхолический сюжет. Такой формальный на чей-то взгляд трюк позволил Жолдаку заняться работой, которую никак не проделает над собой одержимое ре-сентиментом российское общество. Чем более интимные, невидимые стороны жизни Прозоровых он затрагивает, тем острее они касаются общего непогребенного прошлого.
Дикие и порой шокирующие образы создают в спектакле атмосферу насилия и меланхолической красоты. Не случайно в него вмонтированы кинообразы Тарковского и Триера. Мы становимся частью воображаемого «Соляриса», который, несясь в будущее, начинен памятью, как взрывчаткой.
Память нагоняет нас и делает невозможным побег. Жолдак с прекрасными актерами Александринки создает ритуал исцеления глубоких травм, вынимая их из герметичных капсул чеховского текста. И это не только семейные травмы, это травмы нашей коллективной, исторической памяти, которые все никак не удается проговорить.