Анатолий Михайлович Торопов. Часть 9.
Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
- Но эта роль была какой-то дьяволиадой, чертовщиной...
1949 год. Генеральная репетиция пьесы Гюго "Рюи Блаз". А на генеральные всегда звали студентов. И поныне эта традиция в театре жива.
Играют Зеркалова, Телегин... В роли Дона Саллюстия де Басан - Михаил Францевич Ленин.
- Открывается занавес. Михаил Францевич стоит в импозантной позе, опершись на камин, и покашливает. Минуту, две, три. И все выразительнее. В зале тоже начинается покашливание. И вдруг артист обращается в суфлерскую будку и говорит: "Тина, я ведь так до вечера буду молчать!" Тина Гавриловна, суфлер, подает ему реплику. Он ее громко произносит. В зрительном зале смех, аплодисменты, замечательная атмосфера, полнейший контакт - спектакль проходит на "ура"!
Глава 8. ЛЮБИМЫЕ РОЛИ
- Любимых ролей было много. Владьку Карпова забыть невозможно. Мурзавецкого я играл больше десяти лет. Причем в разных спектаклях. В идущих сегодня "Волках и овцах" - случайно.
Опять случай сыграл на стороне Анатолия Торопова. Заболел Саша Коршунов - нынешний исполнитель роли Мурзавецкого. и, помятуя, что Торопов играл эту роль в спектакле 62-го года (читатель часто может видеть его по телевидению) - артиста попросили сыграть... в 96-м году. Он только спросил:
- Когда?
- Послезавтра.
- Минуточку. Текст я знаю. Костюм нужен и паричок.
Взгляните на фотографию. Артисту ну никак не дашь шестидесяти восьми лет. И его Мурзавецкий, с блаженной улыбочкой идиота на обаятельной физиономии, кажется, сыгран вовремя. И - хорошо.
Так же неожиданно Торопов сыграл и Желтухина в "Касатке" А. Н. Толстого.
- Я очень любил эту роль. Ввелся на нее за сутки. Когда выбыл исполнитель и Царев сказал: "Надо отменять спектакль", Равенских возразил: "Есть второй состав, пусть играет ".
Роль эта очень выигрышная. Не случайно ее когда-то играл сам автор. Трогательнейшая роль в чудесной мелодраме. В первом составе играл Весник. На репетициях я, естественно, присутствовал. А потом, после моего "ввода", мы с ним в очередь играли. Элина Авраамовна Быстрицкая, исполнительница роли Маши, только спросила:
- Как ты сможешь, ведь у меня там тридцать застежек? Застегнешь?
- Ну, конечно, застегну.
Знаете, на какой-то, порой малозначащей репетиции, от какого-то посыла - вдруг роль "становится на ноги". До этого ты в ней "плаваешь".
У меня случилось так. Я взял песню на последнее стихотворение Есенина:
До свиданья, друг мой, до свиданья... Мне так трудно жить среди людей. Каждый шаг мой стерегут страданья... Я эту песню выучил и почувствовал - вот! И стало легко, ушел зажим. Я очень любил эту роль. А сегодня народный артист России Анатолий Михайлович Торопов любит те роли, которые играет в нынешнем репертуаре Малого театра.
Это смешной, острохарактерный Цифиркин в "Недоросле" Д. Фонвизина.
Строгий Тигрий Львович в "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Островского.
Трагический Миллер в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера.
Взыскующий правды Голубь-отец в "Царе Федоре Иоанновиче" А. К. Толстого. Где он, кстати, раньше играл Федюка Старкова. Торопов часто исполняет в одном и том же спектакле разные роли.
Мудрого Карпа, вальяжных, суетливых Милонова и Бодаева в "Лесе" А. Островского.
Острохарактерного Гурго в "Корсиканке" И. Губача.
И - репетирует очень хорошую роль в новой постановке театра.
Судьба продолжается.
И продолжается счастливо.