menu-options

Анатолий Михайлович Торопов. Часть 4.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
 

Те, о ком Торопов с благоговением рассказывает:

1. нар. артист РСФСР Н. В. Подгорный;
2. нар. артист СССР А. Д. Дикий;
3. нар. артист СССР Б. И. Равенских;
4. нар. артист СССР М. И. Царев;
5. нар. артист СССР И. В. Ильинский;
6. нар. артист СССР Б. А. Бабочкин.

Они гримировались в одной уборной - Никита Подгорный, Виктор Коршунов и Анатолий Торопов. Они и играли часто в одних спектаклях, будучи тремя очень разными, но - героями Малого театра. Это не звание такое, это - амплуа.

И вот однажды после спектакля "Коллеги" к ним вошел Ростислав Янович Плятт. Все встали. А он и говорит: "Ребята, вы знаете, я был послан к вам жюри смотра творческой молодежи. И вы можете себе представить, что я почувствовал, когда меня попросили посмотреть "Коллег". Мне стало как-то грустно, и я шел к вам с тяжелым сердцем. Думаю: ну, надо, так надо... Спасибо вам, вы молодцы. Какой у вас хороший спектакль!

- Этот великий актерище обрушил на нас такой поток добрых слов! - вот спросите у Коршунова. Мы сидели, разинув рты. Это та похвала, дороже которой не бывает.

А позже случилось и вовсе удивительное.

- Как-то прихожу в гримерную, здесь Витя, Никита, Евгений Павлович Велихов - и он говорит: "А ведь мы с вами поедем в Париж... Да-да, мы с вами поедем в Париж!"

И поехали. В Париж.

В Париже Борис Андреевич провел одну репетицию с утра до половины восьмого. Начало спектакля было в половине девятого. И отправил молодых артистов на 15 минут прогуляться, подышать парижским воздухом.

- И когда мы пришли в гримерную и увидели его раздетого по пояс - его руки, спину, а перед этим ему сделали операцию - вырезали три четверти желудка, - мы ахнули. Такая была физическая немощь, такая миниатюрность, и тенорок к тому же... Но какая энергетическая художественная мощь!

Прием в Париже был замечательный. Бабочкин на поклонах каждого поздравлял, благодарил и целовал - что для этого строгого и жесткого человека было необычно... Спектакль сыграли дважды: 18 и 20 июня. И, придя потом к Цареву, участники "Коллег"услышали:" Планшон был на спектакле. Вероятно, поедем в Америку". И распечатали бутылочку... Рецензии были превосходные. В газете "Комба" выступил критик Марсель Гарпон. И - написал потом в своей книге "В театре и кино" Борис Андреевич Бабочкин: "Анатолий Торопов - исполнитель роли Карпова - узнал из этой рецензии, что его шансы певца в Париже не меньше, чем у Ива Монтана: "И когда актер поет, голос так красив и столько искусства в манере исполнения, что хочется его слушать и дальше".

- А дело было так. Володю Сазонова, замечательного гитариста Малого театра, не взяли на гастроли в Париж - денег не было... И он научил меня пяти аккордам - я ведь играл врача, хохмача и гитариста Владьку Карпова. Выходил и пел: "Поговори-ка ты со мной, гитара семиструнная... " И еще: "Одесса зажигает огоньки... " У нас такое представление было героев: вначале выходил Коршунов - Леша Максимов, потом Подгорный - Саша Зеленин, потом я. Выходил и говорил: "Вы видели Черное море?Ах, вы не видели! Так вы ничего не видели... Мой папа-рыбак ловит ту самую копченую скумбрию, которую вы так любите... " И - напевал.