menu-options

А.В. Анисимов "Театры Москвы" (1984 г.) (Часть 4: "Центральный ордена Ленина детский театр")

Начало: часть 1, часть 2, часть 3

 

В самом начале XIX века почти на этом месте стоял голицынский дворец. Как мы уже отмечали, в основе существующего здания –театры старой москвы 7 дом генерала Полторацкого (дяди адресата Пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» А.П. Керн), спроектированный архитектором Матвеевым в соответствии с утвержденными Бове фасадами. В 1821 году он симметрично Малому театру обрамлял площадь с западной стороны. Поначалу ничто не предвещало превращения здания в театр, в нем разместилась Аукционная камера. Это был в своей основе трехэтажный дом с аркадой на первом этаже. Примыкание здания к Охотному ряду было отмечено выступающим за линию застройки ризалитом, сохранившимся и в наши дни. В этой части здания, по всей видимости, были включены какие-то фрагменты старого голицынского дворца. Не случайно даже в конце XIX века эту постройку походя называли голицынским домом. С 1840-х годов постройка принадлежала купцу Бронникову, который в 60–80-е годы сдавал бельэтаж Московскому артистическому кружку общества русских актеров. Поскольку в те времена частные театры были запрещены и существовала монополия императорских театров, русская интеллигенция, состоящая из писателей, актеров, художников, журналистов, под видом кружка организовала своеобразный театр. Для этой цели часть здания была переоборудована под зрительный зал. Помещение отличалось уютом и хорошей акустикой.
«Московский артистический кружок был основан в 60-х годах и окончил свое существование в начале 80-х годов, – писал Владимир Алексеевич Гиляровский. – Кружок занимал весь огромный бельэтаж бывшего голицынского дворца... Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку, с одной стороны, на Театральную площадь – с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд (в нем до этого времени размещался популярный трактир Барсова).
Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные в 1882 году после пожара.
Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе».
Более решительная перестройка дома Бронникова была произведена в 1882 году под руководством архитектора Фрей-Денберга. По существу, было построено новое здание. Именно тогда появился новый фасад и вход. В зале, вмещающих, до 1600 человек, выступала вначале драматическая труппа потом, вплоть до 1885 года, оперетта Лентовского, имя которого было выведено на фронтоне здания. На этой же сцене и начале XX века Ф. И. Шаляпин, загримированный под Пушкина, пел в частной опере Алеко.
После отмены монополии на театральное дело в 1882 году здесь уже почти всегда работала профессиональная труппа. Этот Новый театр, как он часто теперь именовался, сдавался различным антрепренерам. Так, в сезон 1907/08 года здесь выступала частная оперная труппа Зимина. После оперы с ноября 1908 года зал использовался в качестве кинотеатра «Орион», но недолго. В 1909 году его прочно заняла частная труппа Незлобина. Актер, режиссер, антрепренер Константин Николаевич Незлобин (1857–1930) сумел организовать достаточно сильный творческий коллектив. Он ставил серьезные спектакли русской и зарубежной классики. Интересно, что на этой сцене впервые на русском языке был поставлен «Фауст» Гете. Зданием часто пользовалась для спектаклей созданная в 1913 году Первая студия МХАТа. Позже, когда театр Незлобина прекратил существование, а студия стала самостоятельным театром – МХАТом Вторым, дом оказался в безраздельном его распоряжении. В труппе выступали такие замечательные артисты, как С. В. Гиацинтова, М. А. Чехов, А. Н. Чебан, С. Г. Бирман. С 1924 года театр на площади Свердлова возглавил М. А. Чехов, а через четыре года его сменил режиссер И. Н. Берсенев. После закрытия МХАТа Второго в 1936 году это располагающее к себе здание в самом центре Москвы было передано только что организованному Центральному детскому театру. Так юные зрители получили одно из лучших зданий на главной театральной площади страны.
Конечно, фасад, выполненный по вкусу Лентовского для театра оперетты прошлого века, плохо подходил к современному детскому театру. «Изменить архитектуру здания, конечно, было невозможно, – читаем мы в книжке Н. И. Сац (директора театра тех лет), – но художники В. Ф. Рындин и П. В. Вильямс помогли нам «переосмыслить» ее. Они сделали чудесные эскизы внутреннего оформления. В полукруглых нишах теперь висели красочные панно, рассказывающие об истории театра. Главная лестница из раздевалки в фойе была превращена в зимний сад: кусты сирени, розы, хризантемы. Каких только там не было цветов! И буфет, и мебель, и игрушки в фойе – все было сделано специально для детей художником-архитектором Г. Гольцем». Часть этих рисунков в копии современных художников можно увидеть на одной из стен фойе нового здания Детского музыкального театра. 5 марта 1936 года Центральный детский театр был готов к открытию. Здесь прошли знаменательные премьеры труппы: «Золотой ключик» А. Толстого, «Красная шапочка» и др. Театр наладил творческие связи с лучшими писателями, драматургами и композиторами страны: В. Катаевым, Е. Шварцем, С. Прокофьевым, Д. Кабалевским. Во время пожара 1939 года погибло почти все первоначальное оформление детского театра. В связи с этим в 1940 году была проведена реконструкция, улучшившая помещения для зрителей и актеров.
театры старой москвы 8С 1941 года на этой сцене временно работал Малый театр, здание которого пострадало во время войны. Затем зал пеняли для выступления Государственному академическому театру им Евг. Вахтангова. И только обращение дирекции Детского театра к правительству позволило постоянному хозяину в 1947 году занять это здание. Так после серии перестроек из первоначального здания (вернее, части здания) получилось одно из лучших помещений театральной Москвы. Оно продолжает расширяться за счет соседних построек. Новая наружная стена главного фасада 1882 года несколько выдвинута вперед за линию некогда существовавшей ранее застройки и представляет собой, по существу, чисто декоративный фасад. Зал приподнят над землей, имеет 17 рядов, бельэтаж, первый и второй ярусы – классическая ярусная система. Интересны перепады уровней с лестницей между фойе и вестибюлем. Реконструкции 1882 года раздробили фасад на две части: обращенную к Охотному ряду и собственно театра. В первой еще оставались следы старого декора, вторая компоновалась из элементов архитектуры классики и барокко, усложненных многотемными эклектическими мотивами. Дом, несмотря на этот эклектический налет, и снаружи до сих пор обладает определенной праздничностью и привлекательностью.
Внешний облик ризалита, обращенного к Охотному ряду, сильно изменился в 30-е годы нашего столетия, когда началась массовая реконструкция Москвы. Под руководством архитектора Д. Чечулина корпус получил новую фактуру отделки со скульптурами в полукруглых нишах первого этажа. Низ занял вестибюль одной из первых станций метрополитена «Охотный ряд», переименованный в конце 1950-х годов в «Проспект Маркса». Три верхних этажа много лет занимает дирекция Государственного ордена Ленина академического Главного театра СССР.
До 1960-х годов верхний этаж занимало общежитие Главного театра, заселенное семьями его работников и молодежью. Здесь в 1950–1952 годах посчастливилось жить автору этой книжки. В памяти остался ежедневный праздник, рожденный видом на площадь Свердлова и Охотный ряд с Главным и Малым театрами, Китайгородской стеной, скверами и пестрой толпой у входа в метро.
Здесь жили заслуженные артисты: дирижер Е. А. Акулов, певцы Баратова, Шумилова, Чекин, целый ряд ныне известных артистов балета. Жил тут и мой отец – музыкант оркестра Главного театра.

 

Продолжение: часть 5, часть 6, часть 7