menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 9.

Главный театр балет, 1946Ранее: Часть 8

Одновременно с артистической деятельностью он занимался педагогикой, и ему в основном обязана своими последующими успехами на сцене его дочь, известная впоследствии в России и за границей — Надежда Богданова. В 1831 году из Московской балетной школы была выпущена новая танцовщица — Т. Карпакова. Гюллень уже с полным основанием имела право считать ее своим созданием.

За несколько лет до выпуска преподавательница возила ее за границу — в Париж — для совершенствования. Карпакова, вышедшая замуж за молодого К. Богданова, вполне оправдала надежды своего педагога — она обладала исключительным обаянием, грацией, выразительностью, хорошо владела техникой танца и была прекрасной мимической артисткой. С. Т. Аксаков, говоря о ней, восклицал: «Девица Карпакова — прелесть!..» и утверждал, что она «без сомнения будет знаменитою жрицей Терпсихоры, хотя Талия не перестанет сожалеть о ней».

Горем Карпаковой-Богдановой было ее здоровье,— она часто хворала и с трудом исполняла большие балеты: на одиннадцатом году своей службы в театре она скончалась от туберкулеза. Лишь в 1837 году, через шесть лет после выпуска Карпаковой и после решающего дебюта другой своей ученицы Е. А. Санковской, Гюллень достигла того, к чему стремилась в своей педагогической деятельности. Вскоре после этого она покинула московскую сцену, но и находясь вдали от театра никогда не оставалась равнодушной к судьбам московского балета.

За время руководства московским балетом Гюллень, с 1823 по 1831, год балетный репертуар Главного театра значительно изменился, и вкусы зрителя начали обозначаться значительно яснее. Немаловажную роль в этом отношении сыграли большие постановочные возможности, появившиеся вместе с новым зданием театра. В этот период романтическая тематика все более и более овладевает мыслями зрителя. На первом месте рыцарские балеты Дидло, Вигано, Бернарделли и самой Гюллень — это «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Ричард Львиное Сердце в Палестине», «Пажи герцога Вандомского» и т. п. Ранние произведения Филиппа Тальони и его подражателей уже начинают проникать на московскую сцену, на которой осуществляются балеты «Сильфида», «Розальба», «Влюбленная баядерка».

Продолжение: Часть 10