menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 16.

Балет Главного театра, 1946Ранее: Часть 15

Для повышения интереса к балету в 1851 году дирекция театров пригласила в Москву танцовщика и балетмейстера Теодора Шион и его жену Терезу Теодор. Приехавшие иностранцы были неплохими артистами балета, но им не удалось достигнуть успеха в Москве. Зритель, воспитанный на искусстве первоклассных художников московской балетной труппы, отнесся равнодушно к дебюту приезжих. Иностранные имена уже потеряли свою притягательную силу для москвичей, которые справедливо предпочитали хороших русских артистов заграничным посредственностям.

В период от премьеры «Сильфиды» до пожара Главного театра романтический балет торжествовал свою полную победу в Москве. В исполнении Санковской в Москве прошли лучшие произведения Ф.Тальони — «Дева Дуная», «Тень»,«Озеро волшебниц», «Морской разбойник», «Восстание в Серале» и др. Андрианова, Ирка Матиас и Фанни Эльслер осуществили несколько постановок балетов романтизма героического — это «Эсмеральда», «Катарина», «Пахита» и т. п. Балетов на мифологические сюжеты было дано лишь два — «Игры Илуса на горе Этне» и «Игры Париса», а рыцарская экзотическая и комическая тематика выдержали лишь по одной постановке — «Вальтер жестокий, или дочь Маргенгеймского тюремщика», «Кия Кинг» и «Мельники».

После ухода со сцены Санковской московский балет выдвинул из своей среды еще более сильную танцовщицу. Осенью 1854 года управляющий московскими театрами Верстовский писал в Петербург: «Роль Гитаны в первый раз исполнила воспитанница Лебедева... Сколько ни припоминаю дебюты здешних воспитанниц-танцовщиц, не исключая Санковской, все были слабее Лебедевой. Замечательны силы этой девочки. Она весь балет со всеми вкладными номерами выдержала почти без устали. В сценах пантомимы... была удивительно мила... В этой девочке проглянула прекрасная будущность русскому балету». Опытный взгляд требовательного к искусству Верстовского не обманул его.

Дебют пятнадцатилетней Прасковьи Прохоровны Лебедевой начал новый период в московском балете. На другой год после своего дебюта Лебедева уже выступала в ответственнейшей партии Жизели и вполне с нею справилась. Ее дарование оказалось столь ярким, что, будучи воспитанницей, она была уже командирована в Петербург на гастроли. Ее исполнение роли Эсмеральды заставило скептически настроенного в отношении Москвы Р. Зотова воскликнуть: «Как жаль, что подобное дарование не осталось в нашей столице... В г-же Лебедевой редкий, замечательный талант, который, развившись, легко сравняется с первоклассными знаменитостями Европы».

Продолжение: Часть 17