menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 28.

Ранее: Часть 27

Попав в Москву, Горский сразу окунулся в этот водоворот художественных течений. Со всей остротой перед ним встал вопрос о необходимости искать новые творческие пути, двигаться вперед, не отставать от жизни. Он вырос, булл воспитан и за первый период своей самостоятельной работы привык к атмосфере казенных театров. Бедственно, у него рождались параллели между тем, что творилось в Москве, и чем, чем жили театры казенные.

Стала совершенно понятна причина пустоты зрительного зала во время представления опер и балетов. Императорские театры, некогда стоявшие во главе театральной жизни страны, за последние годы отстали и оказались в хвосте. Их искусство устарело и не удовлетворяло запросов нового зрителя. В балете даже прославленный учитель Горского М. И. Петипа не находил выхода из создавшегося положения. Чтобы двинуть искусство балета вперед, необходимо было срочно найти этот выход, и Горский его нашел.

Наиболее близким по своим творческим устремлениям в ту пору для Горского был Московский Художественный театр. Он решил с первых же своих шагов применить его установки к балету. Его идеал — создание действенного балета с четкими образами, с живущей на сцене массой, с новыми принципами оформления спектакля. Он обращается к труппе с проникновенным призывом: «То искусство, которое ничего не создает, обречено насмерть, уничтожение. Создавайте!» Раздумывая о роли рядовых артистов балета в построении новой постановки, он пишет; «Мне очень хотелось бы, чтобы в основу исполнения их легло художественное чувство каждого, чтобы каждый проникся духом изображаемого лица и представил его так, как он его понимает...

Балетное искусство, как и всякое сценическое, не должно допускать копий, которые без исключений всегда бывали плохи». Не ограничиваясь высказываниями творческого порядка, по примеру руководителей Художественного театра он обращает внимание и на вопросы актерской этики. С особым вниманием Горский тщательно присматривается к труппе, взвешивает ее возможности, изучает традиции, затем сразу переходит к делу. Он устремляет центр своего внимания на воспитание новых кадров балета, он стремится создать нужных ему артистов. Для него не существует маленьких и больших танцовщиков и танцовщиц, — ему нужны все, кто только хочет и может работать. Не портя своих отношений со стариками, в основном он базируется на молодежи.

Продолжение: Часть 29