menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 26.

Главный театрРанее: Часть 25

Это по части исполнительской, а по части творческой, по вопросу создания новых опер дело осложняется отсутствием у композиторов и писателей серьезного отношения к музыкальным либретто, как виду литературно-театрального жанра, обладающему своими законами, с которыми нельзя не считаться. Их не принято изучать и наблюдать, за что при постановке их на сцене казнятся й автор и театр.

А между тем опыт Мейербера, Скриба, Верди и ряда их либреттистов, и особенно Бойто, у нас же Чайковского и его брата Модеста Ильича, наконец, Римского-Корсакова с Вельским содержит не мало ценных указаний на закономерность оперной драматургии. Тут дело не только в написании хороших стихов или хорошей, сточки зрения словесной драматургии, пьесы.

Правильное распределение эмоциональных узлов, их нарастаний и развязываний, умение найти верное место формам арий, дуэтов и ансамблей, очень важное соотношение их с хоровыми, массовыми сценами, имеющими громадное драматургическое значение, именно, в русской национальной оперной тематике. Выбор ритмов и метров, стиховых ассонансов и аллитераций, отбор слов и чувство меры, ибо оперный текст требует лаконизма.

Наконец, наличие эмоционального подтекста, своего рода внутреннего «сквозного» действия в опере (это изумительно достигнуто в «Евгении Онегине», «Пиковой даме» Чайковского, в «Кармен» Визе, в «Севильском цырюльнике» Россини, достигнуто также и у Верди в такой степени, что действие ощущается слушателями независимо от обычно плохих переводов текста), — вот те далеко не все условия и законы оперной драматургии, которые, оказавшись в забвении, сильно вредили и вредят большей части современных советских опер, нивелируя и талантливую музыку. Вопросы, касающиеся либретто, при очень усложнившихся требованиях к драматургии и несказанно выросшего понимания театра и театральности, очень затормозили и тормозят дело строительства советской оперной культуры.

А выросшая в нашей стране культура театра, искушенность в этом отношении и слушателей и зрителей ставят порою оперный театр в затруднительное положение даже при возобновлениях классических опер, ценность музыки которых несомненна а драматургия и текст наивны или просто незанимательны.

Продолжение: Часть 27