menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 27.

Ранее: Часть 26

Характерный исторический штрих: со времени Октябрьской революции вошли в сознание лучших представителей Главного театра идеи безусловно назревшей реформы оперного исполнительства и необходимости организации оперной студии. Тем самым вполне естественным был факт сближения творческих сил театра с великим Станиславским. Книга записей бесед с ним («Творческие беседы мастеров театра». Беседы К. С. Станиславского в Студии Главного театра в 1918—1922 гг., записанные заслуженной артисткой РСФСР К. Е. Антаровой, 1939 г.) остается замечательным памятником этой эпохи энтузиастов театра.

И, действительно, яркая и сильная группа даровитейших артисток и артистов в течение ближайших лет бурно расцветавшей революции и перестройки всей жизни страны вела репертуар Главного театра, как русской оперной академии, на большой художественной высоте. В этой группе были старейшины актерского цеха: Собинов, В. Р. Петров, П. В. Осипов, Обухова, Нежданова, Держинская, Степанова, Катульская, Антонова, Ф. Петрова, Савранский, Мигай, Богданович, Озеров, а до 1922 г. и Шаляпин.

С 1920 г. по 1925 г. происходило формирование актера-исполнителя и артиста-борца за репертуар революционной эпохи. Вспоминается ряд исполнительских имен — Озеров, Ал. Пирогов, Матова, Политковский, Садомов; дальше: Барсова, Жуковская, Златогорова; режиссеры: Лапицкий и Смолич, Петровский и Нардов, Шкафер и Санин, Раппопорт и Баратов; дирижеры: Сук и Голованов. Таким образом Главный театр переходит в тридцатые годы с большим репертуарным запасом, в котором основной кадр — это высокозначимые произведения русской и западноевропейской классики, постоянно освежаемые очередными возобновлениями, далеко не всегда удачными, но поддерживающими наряду с редкими новинками (проходимость их в Главном театре становится с годами все более и более замедленной, сценическая же монтировка все сложнее) жизнь, музыки в театре.

Продолжение: Часть 28