menu-options

"Кремлёвский Дворец съездов" (Часть 7)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6

 

 

кремлевский дворецОСНОВНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

В композиции интерьеров Дворца надо было воплотить новое социальное содержание сооружения. Этому главному требованию подчинены прежде всего открытый характер объемно-пространственного построения интерьеров, раскрытых к внешнему окружению, и создание внутри Дворца единого, как бы переливающегося пространства, общего для всех основных помещений.
Благодаря остеклению наружных стен посетители Дворца, находясь в фойе, кулуарах, банкетном зале и других помещениях, поднимаясь или спускаясь по эскалаторам и открытым лестницам, все время видят замечательную панораму Кремля, открывающуюся через высокие оконные проемы. По мере подъема на верхние этажи кремлевские архитектурные памятники предстают перед зрителями в неожиданно новых, непривычных аспектах. Создается возможность более близкого обозрения огромной массы золотого пятиглавия Успенского собора, стройного столпа Ивана Великого, своеобразных форм старой звонницы, группы многоцветных главок теремных церквей и других фрагментов замечательных памятников русского зодчества.кремлевский дворец
Эта постоянно ощутимая связь интерьеров Дворца с окружающими его памятниками русской старины – одна из основных композиционных идей проекта. Будучи во Дворце, все время помнишь о том, что находишься в стенах Кремля, в месте, связанном с великими историческими событиями, и поэтому естественное волнение, охватывающее каждого входящего в Кремль, не покидает посетителя и внутри нового здания.
кремлевский дворецИзоляция отдельных помещений доведена во Дворце до минимума. Гардероб, фойе и кулуары широко раскрыты и представляют собой единое архитектурное целое. Всюду, где это не противоречит функциональным требованиям, пространство одного помещения естественно переходит в другое.
Висячие галереи и переходы, широкие, открытые лестницы и эскалаторы, размещенные в едином пространстве, обеспечивают значительные функциональные удобства и в то же время вносят в восприятие интерьеров своеобразное динамическое начало, позволяя осматривать внутреннее пространство здания в самых разнообразных аспектах.
В подземной части Дворца, где нет непосредственной связи с внешним пространством, впечатление простора интерьеров достигается введением в композицию больших поверхностей зеркал.
Активными художественными средствами служат материалы, цвет, освещение. Подбору и сочетанию разнообразных по цвету пород естественного камня, ценных сортов дерева, пластиков, анодированного алюминия, насыщенной окраски ковров и обивки мебели уделялось большое внимание. Характерная особенность общего цветового замысла всего здания в целом заключается в контрастном кремлевский дворецпротивопоставлении преобладающим светлым тонам фойе, кулуаров и других помещений насыщенной цветовой гаммы зрительного и банкетного залов. Этим подчеркивается главенствующая роль обоих залов в общей системе планировки.
Современный характер интерьеров Дворца в сильной степени определяется примененными здесь приемами искусственного освещения. Светящиеся потолки и другие источники света составляют неотъемлемую часть общего архитектурного замысла и активно воздействуют на формирование художественного образа здания.кремлевский дворец
Полы зрительного и банкетного залов, лестниц, кулуаров и ряда комнат покрыты одноцветными коврами. Насыщенные локальным цветом – красные, синие, серые, они играют значительную роль в общей композиции интерьеров и одновременно выполняют утилитарную функцию звукопоглощающих материалов. В круг художественных средств полноправно вошла и мебель, выступающая в стилевом единстве со всей архитектурной характеристикой сооружения.
Из основной композиционной идеи свободной связи внутреннего пространства здания с внешним окружением вытекало использование в интерьерах зелени. Поэтому в композицию многих помещений включены разнообразные вечнозеленые растения. Стоящие на полу, свободно ниспадающие с антресолей, вьющиеся по стенам, они украшают фойе, кулуары, переходы и другие интерьеры.


кремлевский дворецГлавный гардероб – первое подземное помещение, в которое попадают посетители Дворца. Вытянутое в поперечном направлении, оно относительно невысоко. При площади 1650 квадратных метров высота гардероба всего 3,2 метра. Вдоль трех его сторон за барьером, облицованным черным пластиком и ореховым деревом, размещены вешалки.
Все подземное пространство гардероба представляет собой просторный зал с двумя рядами колонн. Облицованные белым полированным мрамором их стволы покрыты крупным, глубоким рельефом выпуклых полуваликов. Эта обработка придает колоннам стройность и зрительно увеличивает высоту зала.
Контрастом к светлому мрамору колонн служит темный пол, выложенный крупными плитами красного с черными прожилками полированного карлахтинского гранита. Там, где размещаются вешалки, высота зала уменьшена до 2,5 метра. В месте перепада потолка вмонтирован световой карниз. Образуя яркую полосу в виде мощной светящейся параболы, он в сочетании со светильниками центральной части кремлевский дворецпотолка придает интерьеру ощущение легкости. Свет отражается в блестящем мраморе колонн, темном полированном граните пола, больших зеркалах боковых стен и создает обстановку, заставляющую забыть о том, что находишься под землей.
Широкий центральный проход ведет из гардероба в нижнее распределительное фойе. По обеим сторонам прохода расположены эскалаторы, соединяющие все этажи Дворца.


Нижнее распределительное фойе площадью 850 квадратных метров находится, как и гардероб, в цокольном этаже и составляет с ним единое пространственное целое. В продольном направлении центральная часть фойе выделена двумя рядами опор, так же как и в помещении гардероба, облицованных белым мрамором и обработанных сильным вертикальным рельефом.
Для устранения гулкости в этом невысоком помещении подвесной потолок выполнен из специальных звукопоглощающих пористых плит. В потолок встроено 186 круглых светильников.
Крупный по масштабу рисунок пола выложен большими прямоугольными плитами из полированного темно-красного армянского мрамора «конгломерат», обрамленными полосами белого уральского мрамора «коелга».кремлевский дворец
Значительная роль в интерьере принадлежит зеркалам. Расположенные во всю ширину кремлевский дворецторцовых стен, они зрительно раздвигают границы помещения. Многократное отражение огней, рядов сверкающих бликами колонн, поперечных полос мраморной инкрустации пола создает уходящую вдаль ярко освещенную перспективу.
Открытые лестницы ведут из распределительного фойе ко входам в партер зрительного зала, в кулуары почты и туалетные комнаты.


Кулуары почты площадью 700 квадратных метров завершают анфиладу подземных залов. Для обработки этого помещения принято контрастное противопоставление единой светящейся плоскости потолка, выполненного из гофрированной светорассеивающей пластиковой пленки, темной поверхности покрытого черным пластиком пола.кремлевский дворец
Как и в распределительном фойе, в торцовые стены здесь вмонтированы зеркала. В сочетании со светящимся потолком они зрительно раздвигают границы зала.
Обращенная к кулуарам стена почты облицована золотисто-желтыми плитами грузинского болнисского туфа. Этот красивый камень применен также и для отделки расположенных кремлевский дворецвыше стен зала заседаний со стороны кулуаров партера и амфитеатра. Таким приемом объединяются по вертикали интерьеры Дворца и отчетливо выделяется зрительный зал как центральное ядро композиции здания.
По эскалаторам и лестницам посетители поднимаются из подземных помещений в главное фойе.


Главное фойе служит преддверием на пути к основному помещению Дворца съездов – залу заседаний (зрительному залу). Непосредственно примыкая к вестибюлю, оно является местом основного скопления посетителей и играет весьма значительную роль в жизни здания, составляя центральное связующекремлевский двореце звено всего кремлевский дворецего внутреннего пространства. Здесь сходятся все направления. Отсюда происходит загрузка основных частей зрительного зала – его партера и амфитеатра. Из главного фойе можно легко попасть во все остальные помещения Дворца.
Это многообразное назначение главного фойе ясно ощущается в его многоплановом построении. Пространственная композиция интерьера выполняет сложную функцию: она обеспечивает оптимальные условия для удобного икремлевский дворец быстрого передвижения огромных людских потоков, и вместе с тем благодаря включению в общий архитектурный замысел лестниц, антресолей, эскалаторов здесь возникает множество точек для осмотра фойе и кулуаров, предстающих перед зрителем в самых неожиданных ракурсах.
Двусветное главное фойе общей площадью около 2000 квадратных метров занимает всю ширину наземного объема Дворца. Из сравнительно невысокого тамбура зритель попадает в обширное пространство фойе. Этот контраст особенно усиливается благодаря тому, что помещение не имеет замкнутых ограждающих плоскостей; взор зрителя нигде не упирается в глухую стену.
кремлевский дворецПеред посетителем открывается широкий фронт лестниц, расположенных между пилонами, несущими фриз с мозаичными изображениями гербов союзных республик. Пятнадцать красочных гербов в сочетании с алыми развевающимися стягами подчеркивают большую общегосударственную значимость Дворца. Эти своеобразные пропилеи ведут к основному композиционному ядру Дворца – залу заседаний.
В торцах фойе расположены лестницы, соединяющие все этажи. Вдоль остекленной поверхности главного фасада размещены эскалаторы.
Почти над всем обширным пространством фойе расположен подвесной светящийся потолок (площадью более 600 кв. м), состоящий из кремлевский дворецалюминиевого каркаса и прямоугольных листов белого органического стекла размером 80 на 120 сантиметров. По контуру потолка проходит декоративный световой карниз.
Выполнение этого потолка было значительно упрощено тем, что все его составные элементы изготовлялись на заводах; здесь же, на месте, осуществлялся только их монтаж.
Цветовую гамму интерьера создают белый полированный уральский мрамор колонн и лестниц, белая пластиковая облицовка эскалаторов и светлые тона мраморного пола, в который помимо белого уральского мрамора «коелга» введены плиты светло-серого грузинского мрамора «лопота» и розового армянского мрамора «агверан». Цветовым акцентом композиции служит мозаичный фриз, выполненный в золотистых и пурпурных тонах.
 

 

Продолжение...