menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 7)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6

 

III. ЭКСКУРСИИ ПО УГОЛКУ

 

уголок дуроваРаскроем двери Уголка и пройдем по его залам. Звери «встречают» посетителей уже на лестнице. Из всех зверей в Уголке это, пожалуй, единственные, которых не приходилось дрессировать В. Л. Дурову. Перед нами – отдаленные предки современных животных. Собственными руками создал Владимир Леонидович скульптуры гигантов, населявших в доисторические времена нашу планету.
Вот огромное существо с головой ящерицы, короткими ногами и коротким толстым хвостом. Вдоль спины от головы до кончика хвоста возвышается могучий гребень – гигантская костяная пила, каждый зуб которой имел в высоту целый метр. Это – стегозавр. Он достигал десятиметровой высоты, но был очень миролюбив и питался травой.
Другой великан – бронтозавр. В натуральную величину он не поместился бы ни в одной из комнат Уголка. Длина его – 22 метра. У него Длинный массивный хвост и такая же длинная шея, на которой едва заметна крохотная голова, похожая на змеиную.
Третье чудовище с головой черепахи обладает мощным хвостом и короткой шеей. Это – игуанодон, один из видов динозавров. Он ходил на задних ногах, и все его мощное тело было высоко поднято над землей. Все эти животные жили в мезозойскую эру, которая закончилась 115 миллионов лет назад.
Четвертый исполин – мастодонт, представитель древних слонов, вымерших сравнительно недавно – около миллиона лет назад. От современных слонов он отличается большей величиной и двумя парами бивней вместо одной.
В зале музея к нам протягивает грозные мохнатые лапы огромный бурый медведь. Это уже не доисторическое существо, а чучело знаменитого дуровского артиста Михаила Топтыгина. Когда-то Мишка восхищал публику акробатическими трюками. Неуклюжий на вид зверь с удивительным равновесием ходил по «бутылкам», ловко танцевал и изображал пьяного.
С этим Топтыгиным в одном из городов на берегу Рижского залива произошел случай, который мог бы очень печально кончиться для Дурова, если бы не его самообладание.
Мишка выступал на арене, четко выполняя номер за номером. Вот он влез по гладкому шесту под купол, крепко обнял всеми четырьмя лапами другой шест и комично съехал по нему вниз. Затем «артист», балансируя, прошел по «бутылкам», протанцевал на задних лапах вальс. После этого обычно следовал заключительный номер. На арену выезжала тройка, запряженная сибирскими лайками, медведь садился в коляску, брал из рук Дурова зеленую бутылку и пил из горлышка «за здоровье уважаемой публики».
И вдруг Топтыгин, вместо того чтобы взять у Дурова бутылку, схватил зубами левую руку дрессировщика немного ниже плеча.
В пирке началась паника, толкотня, давка. Публика кинулась к выходу. А медведь продолжал держать человека своими могучими лапами и подминать его под себя. Наконец один из артистов схватил вилы, ударил медведя сзади и тут же бросился бежать. Медведь оставил Дурова, перелез через барьер и направился к публике. Дуров вскочил на ноги и закричал:
– Успокойтесь! Займите места! Представление продолжается!
Затем он подбежал к медведю и грозно крикнул на него. Зверь встал на задние лапы и медленно пошел на дрессировщика. Дуров не отступил.
Зверь остановился. Тогда Дуров, глядя прямо в глаза медведю и строго покрикивая, стал медленно пятиться к выходу, ведя за собой животное. Так он привел Топтыгина в клетку и запер.
Вскоре выяснилась причина необычного поведения добродушного Топтыгина: около его клетки нашли пузырек с кровью. Оказалось, что служитель, уволенный накануне за грубое обращение с животными, решил отомстить Дурову и перед представлением напоил медведя кровью. А кровь всегда возбуждающе действует на хищных зверей.
Этот случай говорит об очень важном условии успешной дрессировки: зверь всегда должен чувствовать превосходство человека, его силу, уверенность, волю. Стоит только раз струсить, отступить – и зверь надолго выйдет из повиновения.

 


ХРАБРЫЙ ЗАЯЦ

 

уголок дуроваДуров замечал, что животное обычно нападает тогда, когда от него бегут. Каждый, кому приходилось играть с котенком, знает, что он хватает лапкой «убегающий» шнурок и не обращает внимания на неподвижный. Точно так же медведь бросается на бегущего человека, но не трогает лежащего. Цыпленок, только что вылупившийся из яйца, пугается червяка, если тот движется на него, и храбро клюет добычу, если червяк уползает прочь.
Таков природный инстинкт: все удаляющееся побуждает животное к нападению, все приближающееся – к отступлению.
Используя этот инстинкт, в Уголке сумели подружить животных, которые известны как вечные враги. Здесь кошка живет в одной клетке с крысами, а лиса и петух мирно едят из одной миски. Здесь можно увидеть почти всех тех животных, которые упоминаются в рассказе А. П. Чехова «В Москве на Трубной площади»:
«– Я где-то читал... – говорит чиновник почтового ведомств, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чаинки ели.
– Очень это возможно, господин. Потому, кошка битая, и у кобчика небось весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутовищем, покудова выучил. Заяц, ежели его бить, спички может зажигать. Чему вы удивляетесь? Очень просто. Возьмет в рот спичку и – чирк! Животное то же, что и человек. Человек от битья умней бывает, так и тварь».
Зайца в Уголке Дурова никто никогда не бил. Он смирно сидит в клетке, пушистый, длинноухий зверек, трусливый герой множества детских сказок.
Но этот заяц – храбрый. Он не убегает от своего врага, а смело бросается на него и изо всех сил колотит лапами по его тонкой шкуре. Враг зайца – барабан, а заяц зовется барабанщиком.
Когда-то лопоухий зайка был таким же боязливым, как и его дикие сородичи. Но в Уголке Дурова в нем воспитали храбрость.
Сначала зайку познакомили с тем, кого он привык бояться больше всех, – с человеком. Надо было приучить его к тому, что человек не враг, а друг.
Лучший способ завоевать доверие животного – дать ему есть. С этого и начинает дрессировщик, каждый день он приносит ему вкусную шину. Когда зверек привыкает к человеку, можно потихоньку погладить его, а потом и взять на руки.
И наконец наступает радостная минута: серый зайка, завидев дрессировщика, сам бежит навстречу. Это значит, что первый этап дрессировки – приручение – закончен.
На следующих уроках зайца учили смирно сидеть на особой подсыпке, с которой ему предстояло выступать перед зрителями. Заяц очень непоседлив, но ему давали вкусную морковку только в том случае, если он сидел спокойно. И заяц усвоил этот урок: он не покидал деревянной подставки без сигнала.
Вскоре в жизни зайца появился новый предмет – небольшой барабан. Он неожиданно приблизился к самой его мордочке. Заяц косо уголок дуровасмотрит па барабан, вопросительно поднимает уши. Дрессировщик начеку, – он быстро отодвигает барабан, как будто тот испугался длинноухого. Этот прием дрессировки придумал В. Л. Дуров и назвал его «трусообман».
Оставшись один, косой продолжает есть сочные листья салата. Но в это время барабан снова начинает медленно приближаться к еде. Заяц делает скачок назад, настороженно шевелит ушами.
Барабан тоже «испугался» и замер на месте. Заяц некоторое время ждет, пугливо посматривая на неизвестного, но тот не делает никаких попыток схватить пищу. Тогда косой смелеет и шаг за шагом приближается к салату.
Барабан быстро отодвигается назад. Заяц тут же принимается за еду. Но все же незнакомый предмет интересует его, он потихоньку нюхает воздух, а затем осторожно тянется к нему. Тут барабан «пугается» еще больше и «убегает». Тогда заяц прыгает за ним вдогонку – его толкает рефлекс «догоняй бегущего», он уже стал храбрее.
Барабан исчезает. Заяц победил. Он гордо и воинственно посматривает вокруг и прядет ушами.
Дрессировщик награждает победителя, угощая его самой любимой пищей – сладким сдобным сухарем. Заяц с наслаждением грызет лакомство, и в этот момент вдруг снова появляется барабан. На сей раз не выжидает, он смело прыгает вперед и бьет неприятеля передними лапами. Раздаются частые гулкие удары; побитый барабан «убегает», а косой чувствует себя победителем.
В следующий раз заяц встречает барабан решительной атакой. Теперь он уже всегда будет действовать именно так: у него выработался условный рефлекс. Готовя номер, дрессировщик использовал природные свойства зайца: ведь и на воле зайцы любят колотить лапами по гипс, по корням дерева. Не зря охотники называют их стукачами.


ВРАГИ СТАНОВЯТСЯ ДРУЗЬЯМИ

 

Если для зайца барабанная дробь является естественным движением, то уж никак нельзя назвать естественной дружбу кошки с крысами.
Перед нами клетка с надписью: «Кошкин дом». Огромная рыжая кошка мирно дремлет на полу, а вокруг нее резвятся крысы. Они бегают, прыгают, а кошка только изредка приоткроет зеленый глаз, поведет ухом пли шевельнет хвостом.
Когда служительница приносит животным пищу – молоко с накрошенным хлебом, все мирно едят из одной тарелки. И нередко какая-нибудь храбрая крыса нахально вырывает из самой кошачьей пасти лакомый кусочек.
уголок дуроваЭти крысы не всегда были такими смелыми. Когда-то они очень боялись кота, как и полагается грызунам.
И вот их начали обучать. Поставили два стола, между ними протянули канат. Крыс выпускали на один стол, а пустую клетку ставили на другой. Крысам очень хотелось поскорее попасть в свой дом, где их ждала вкусная пища. И они стали перебегать в клетку по канату. Прошло несколько дней, крысы усвоили это движение и, словно заправские канатоходцы, мчались по канату.
Вот тут-то и появилась кошка, та пушистая рыжая Мурка, которая живет сейчас в «Кошкином доме». Это была самая обыкновенная кошка, не отличавшаяся каким-либо особым крысолюбием. Ей не раз приходилось ловить крыс и мышей, она отлично умела это делать. Но она привыкла к тому, что крысы боялись ее, стремглав убегали, как только замечали своего исконного врага.
Кошку посадили на тот стол, где раньше ставили клетку. Крысы привычно побежали по веревке на соседний стол. И тут кошка увидела нечто обыкновенное: крысы стремительно неслись прямо на нее. Тогда вступил и силу рефлекс, заставляющий животных убегать от нападающих: кошка бросилась наутек. Так у нее был заторможен природный рефлекс нападения.
Дрессировка продолжалась. Кошку кормили на столе вкусной пищей, крысы тоже получали здесь угощение. Поэтому кошка перестала убегать со стола, а крысы продолжали стремиться сюда. Постепенно животные привыкли друг к другу, страх исчез. Кошка не обращала внимания на своих соседей, а затем стала есть с ними из одной миски. Вскоре крысы, наевшись, устраивались под боком у кошки, в ее мягкой шерсти, и все вместе спокойно дремали.
Так благодаря вмешательству человека перестроилось поведение животных. Бывших врагов поселили вместе.
В музее Уголка можно увидеть и другое необычное зрелище. За одним столом как нарочно собраны вместе извечные враги: поросенок и медведь, волк и козел, петух и лиса, курица и орел. Это чучела животных. Когда-то все они участвовали в дуровском номере «Дружный обед зверей».
Таким же номером, в котором на манеже цирка выступали собаки и кошки, кролики и лисы, мыши и крысы, гуси и утки, даже обезьяна, была знаменитая дуровская железная дорога. Ее и сегодня можно ни-ни, па одном из стендов в музее Уголка. В этом представлении участвовало больше ста различных животных.

 

Продолжение...