menu-options

Неиспользованные возможности (Н. Калитин), часть 1.

В апреле этого года специальным решением Комитета по делам искусств был снят с репертуара спектакль Театра им. Ермоловой «Честность». Комитет указал на грубые ошибки театра, принявшего пьесу К. Финна к постановке и еще более усугубившего пороки этого произведения, извращенно рисующего нашу действительность. Можно ли рассматривать случай с «Честностью», .как явление, никак не связанное с характером деятельности Театра. им. Ермоловой за последние годы, с его репертуарной линией, с его творческими принципами? Думается, что нельзя. Внимательное изучение этой деятельности заставляет придти к выводу, что ошибка, которую допустил в данном случае театр, представляет собою лишь наиболее значительное звено в ряду других ошибок я срывов, которые характерны для некоторых предыдущих его работ.

По составу исполнителей, по уровню актерского мастерства и слаженности ансамбля Театр им. Ермоловой является одним из сильнейших театральных коллективов столицы. Великолепная школа, которую прошла подавляющая часть труппы у Н. П. Хмелева, яркость и самобытность дарований ведущих, да и не только ведущих актеров театра, незаурядный режиссерский талант его творческого руководителя А. Лобанова — все это позволило ермоловцам создать за последние 5 — 6 лет ряд значительных спектаклей, привлекавших правдивостью и глубиной, остротой и смелостью решения больших и важных тем.

Выросший на материале классической драматургии и создавший на ее основе ряд интересных, содержательных спектаклей («Как вам это понравится», «Дети солнца», «Бешеные деньги»), театр довольно долгое время «не решался» обратиться к советской пьесе, за что его справедливо критиковали. Конечно, ссылки ермоловцев на неполноценность советской драматургии тех лет не были основательны: в конце тридцатых — начале сороковых годов в десятках театров Союза уже шли такие пьесы, как «Платон Кречет» и «В степях Украины», как «Павел Греков», «Парень из нашего города» и другие. Но к чести театра надо оказать, что уже первые обращения его к советской пьесе говорили о действительно (большой взыскательности и требовательности руководства и коллектива к драматургическому материалу.

Об этом свидетельствует и серьезная работа, которую вел театр с драматургами, и заслуженный успех первых спектаклей ермоловцев, посвященных современности. До сих пор не сходит со сцены Ермоловского театра задушевный и поэтический спектакль «Старые друзья», спектакль о мужестве и силе духа нашей молодежи, о дружбе и любви, о верности и долге. Главный удачей театра была и постановка пьесы А. Сурова. «Далеко от Сталинграда». В этом спектакле яркое раскрытие получила тема борьбы нового и старого, критики и самокритики как движущей силы развития Советского общества. Спектакль был проникнут пафосом утверждения жизни в борьбе и дерзаниях, обличением самоуспокоенности и равнодушия; он горячо и правдиво говорил о том прекрасном чувстве творческого беспокойства, которое свойственно советскому человеку.

Вслед за первыми обращениями к советской теме театр на протяжении нескольких лет создает один за другим ряд содержательных, интересных, умных спектаклей: «Счастье» П. Павленко и С. Радзинского, по одноименной повести В. Пановой «Дачники» А. М. Горького. Эти спектакли входят в актив Театра им. Ермоловой, являются плодом большой, серьезной творческой работы. Глубоко проникнув в идейный замысел повести П. Павленко, театр в спектакле "Счастье" правдиво рассказал о самом главном в жизни советского человека, о той высокой радости и удовлетворении, какое дает ему участие в общем труде народа, о нравственном росте людей, зажженных общей целью, обретающих новые силы в совместном труде, в поддержке и заботе коллектива. Счастье советского человека показано как результат борьбы и трудового творчества. От действия к действию, от картины к картине спектакль как бы наполняется светом и радостью, его эмоциональное звучание крепнет и обогащается, отражая расцвет новых мыслей и чувств героев. И здесь особенно хочется подчеркнуть единство всех частей спектакля в передаче этой динамики.

Продолжение...