menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Разные материалы из архива А. И. Южина-Сумбатова. Часть 3

Я считаю своим долгом представить в самом сжатом виде все эти причины вашему превосходительству вместе с моим мнением о тех неизбежных изменениях, которые мне представляются настоятельно необходимыми для постановки дела императорской русской драмы в Москве на надлежащую высоту.

В отношении репертуара неизбежно, по-моему, прежде всего сократить число постановок, зато усилить их художественную сторону в смысле выбора пьес, их исполнения и их обстановки.

Обвинения за репертуар слышатся все громче и громче. Не считаются совершенно с тем, что не театр и его дирекция, комитет или режиссерское управление пишут пьесы, что за шесть сезонов поставлено 28 постановок, то есть в среднем от четырех до пяти ежегодно таких, которые выдерживают почти по 30 представлений каждая в среднем, что в шесть лет поставлено вновь 20 классических произведений, то есть от трех до четырех пьес ежегодно, чего не достигает ни один театр частный; что не вправе театр не ставить современных писателей, как не вправе не давать возможности крупным артистам выступать в видных ролях и т. д. Обвинения тем не менее имеют основание в том проценте неудачных постановок, который исчислен выше: всего 7з классических пьес постигла неудача, но зато 3/4 современных.

Из этого можно заключить, что надо сократить число современных постановок, не касаясь числа классических. По моим предположениям, для репертуара сезона теперь довольно восьми постановок: 3 или 4 образцовых, 5 или 4 современных. Но их исполнение и постановка должны быть значительно улучшены прежде всего в смысле более строгого распределения ролей. В 6 отчетных сезонах широко практиковалась система очередей. Это было необходимо и для развития артистических сил и для устойчивости спектаклей при непредвидимых случаях (болезни, отпуска и пр.). Теперь систему эту надо — Не отменяя окончательно — применять относительно значительных ролей лишь в редких случаях, и то только тогда, когда очередной исполнитель вполне отвечает значению роли. На случай же перемены спектаклей имеются в запасе так называемые «дежурные» пьесы. Вашему превосходительству известно, что ряд опытов привлечения режиссеров со стороны не удавался Малому театру. Я полагал бы весьма полезным для настоящего времени назначить старшего режиссера, участвующего под надзором управляющего труппою в выработке годового репертуара, в организации труппы, в распределении ролей, назначении очередей, в корректуре управляющего труппою постановок остальных режиссеров, постоянных и очередных И ставящего наиболее сложные пьесы.

Режиссер г. Платон рядом постановок, как классических, так и современных, а также своей большой опытностью и преданным отношением к делу Малого театра, по моему мнению, вполне отвечает этим задачам и принес бы крупную пользу режиссерской части в должности старшего режиссера...

В тесной связи с режиссерским вопросом стоит вопрос о привлечении новых режиссеров к постановке пьес, но ввиду их полного отсутствия я полагал бы изредка привлекать к разработке отдельных частей постановки как гг. артистов, в которых это участие еще больше разовьет необходимое чувство художественной дисциплины и может выработать из них в будущем хороших режиссеров, так и наиболее способных из вторых режиссеров. Наконец, уменьшение числа постановок должно повлечь большую тщательность и художественность всей обстановочной части.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.