menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Разные материалы из архива А. И. Южина-Сумбатова. Часть 5

3. Если нельзя применить прокатную систему современных обстановок договором с мебельными магазинами, систему, широко практикуемую частными театрами, нельзя ли хоть немного обогатить имеющийся запас мебели и бутафории.

4. Отчасти улучшить современный гардероб выхода и вторых артистов. К этой же области внешних улучшений относится настоятельная необходимость:

1) заменить холщовые, окрашенные в темно-кирпичный и уже вылинявший цвет стены красивой, если возможно, льняного плюша рамой, которая оттеняла бы декорации, и

2) сделать новый занавес, так как существующие, по выражению К. А. Коровина, «ужасны».

Раньше, до появления конкурирующих театров, при других взглядах общества на драматический театр все эти мелочи внешнего благоустройства не влияли на оценку дела. Теперь надо с грустью признать, что именно оно, пожалуй, имеет решающее значение в смысле посещаемости театра.

Закулисное помещение представляет ряд неудобств для всех сторон внутреннего распорядка сцены. Прежде всего я должен оговориться: я очень хорошо знаю, что театр предназначен к капитальной перестройке и, представляя вашему превосходительству существующие дефекты, не ходатайствую о каких бы то ни было коренных перестройках. Некоторый же ремонт и приспособление помещения не вызовут крупных расходов, и о них я всепокорнейше ходатайствую перед вашим превосходительством.

1. Сцена — является не отдельной от всего остального закулисного пространства, и репетиции не могут иметь того желательного характера сосредоточенной работы, которая требует для себя известного ограждения от окружающей жизни. Наша сцена — проходной двор: в нем сложены декорации, на него выходит более 15-ти дверей и ворот извне, из коридоров, уборных, складов, артистических фойе и т. д.

Капитально изменить это нельзя. Поэтому до перестройки театра надо отгораживать, когда это возможно, то пространство сцены, где идет репетиция, старыми павильонами и вообще декоративными заслонами, а не деревянными козлами, как это практиковалось все время, начиная с уничтожения кулис, лет пятнадцать тому назад. Это дело внутреннего распорядка, и я представляю об этом вашему превосходительству лишь для ваших соображений о плане будущего театра. Обязан прибавить, что в остальных, хорошо известных мне императорских театрах (Александрийский, Московский Главный) это неудобство незаметно благодаря размерам сцены. Наша же сцена мала и вся загромождена декорациями; от этого репетиционное ее пространство почти неотделимо от всего остального.

2. Сборные комнаты — фойе артистов («курилка») и крошечный режиссерский кабинет — должны обслуживать сбор:
а) участвующих в спектаклях или репетициях артистов;
б) всего выхода (экстерната);
в) всех статистов;
г) оркестра;
д) всех лиц постановочной части и
е) сплошь да рядом должны служить местом перегримировки и даже переодевания.

Эти условия создают невозможность во время спектакля или репетиции установить твердый порядок, то внешнее благообразие и то разделение разнообразных элементов труппы, которое необходимо для поддержания настоящей дисциплины. Нельзя даже требовать элементарной чистоты. Режиссеру негде заняться своими работами, часто спешными, так как его кабинетик давно стал сборищем для артистов, выходящих слева, чинов постановочной части, у которых нет помещения, всех приходящих по делам. У вторых режиссеров и суфлеров совершенно нет угла и негде его отвести, от этого они постоянно пребывают в канцелярии.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.