menu-options

Театр «революционного» шторма. Часть 1

Театр «революционного» шторма
Таким вошел театр имени МГСПС в историю советского искусства.
«Год рождения «Шторма» и его название стали символом, определив наш путь как театра революционной героики, патетики и романтики эпохи штормов вчерашних и бури наших дней»,— писал художественный руководитель театра имени МГСПС Е. О. Любимов-Ланской, характеризуя место и значение постановки пьесы Б. Билль-Белоцерковского «Шторм» в только еще начинавшейся творческой жизни коллектива.
Незабываемое впечатление произвел этот спектакль на всех зрителей премьеры 1925 года. Н. Ф. Погодин вспоминает: «В Москве, в Каретном ряду, в обветшавшем и закрытом теперь здании театра МГСПС тридцать лет тому назад шла пьеса «Шторм». Трудно было достать билеты на ее шумные представления, которые были необычайным событием в широком театральном мире молодой советской столицы.
Необычайность эта состояла в том, что тогда впервые на сцену вышел безусловно реальный герой советской действительности и, как мы тогда выражались, покорил наши сердца — сердца новых, революционных зрителей. Впрочем, и старый зритель дореволюционной формации с изумлением, а то и с восхищением аплодировал на этих страшных и радостных по своему содержанию спектаклях. Представления «Шторма», повторяю, были шумными, взволнованными, бурными.
Уже первые сцены ошеломляли тебя грубой силой правды, которая воинственно вела в подлинную жизнь революционной России. Это властно заявляло себя новое слово в искусстве, полное сильным и страшно замечательным содержанием, это рождалась новая драматургия и новый советский театр, какого еще не было в мире».
В истории советского искусства на разных ее этапах мы можем назвать произведения, с замечательной силой и глубиной отразившие дух времени, основной смысл эпохи, чаяния народа. Они словно вбирают в себя опыт предшествующего периода, подымая его на новую высоту. Они закладывают основы целого течения, направления в искусстве. К произведениям такого рода в области театра может быть отнесен неповторимый, неотрывный от своеобразия жизни двадцатых годов Шторм» театра имени МГСПС.
«Шторм» был победой всего советского театра. Он подвел итог общему подъему театрального искусства первых послереволюционных лет, наметил новый этап. Вместе с тем спектакль вывел яркий, интересный и уже вполне самостоятельный коллектив его создателей в самый авангард наступления новых сил на театральном фронте. Постановка первого значительного реалистического произведения советской драматургии о недавних днях гражданской войны совсем еще молодым, только начинающим свой творческий путь театром имени МГСПС не была простой случайностью. Примечательна в этом свете история возникновения и первых лет существования театра имени МГСПС. Первоначально он назывался театром МГСПС, так как был создан при культотделе МГСПС. Датой его рождения принято считать март 1923 года.
Быстрое расширение сети театров в первые послереволюционные годы явилось одним из ярких выражений ленинской политики в области культуры — искусство должно принадлежать народу. В программе коммунистической партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 году, было записано: «...необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров».
Многие из вновь организованных театров ориентировались на те круги зрителей, которые прежде очень редко или вовсе не посещали театральные представления, на тех, кто защищал Советскую республику от многочисленных внешних и внутренних врагов. Чуть ли не прямо на полях сражений гражданской войны возникали и играли театральные группы, обращавшие свое искусство к бойцам Красной Армии.
Задача художественного обслуживания самого революционного класса — пролетариата — представлялась особенно ответственной и благородной. Театры для рабочих зрителей создавались в начале двадцатых годов повсюду. Бакинский рабочий театр, Уральский рабочий реалистический театр, театр «Красный факел», возникший в 1920 году в Одессе, Харьковский краснозаводский театр, Воронежский общедоступный театр, Губернский показательный театр в Омске — вот наиболее крупные из них. Горячо и взволнованно встречали организацию этих театров рабочие. Молодежный Луганский театр был, например, ласково назван зрителями «Шахтеркой Донбасса». «Шахтерка» — маленькая лампочка, верная спутница шахтера, освещающая ему путь под землей. Верного помощника в овладении знаниями, культурой увидели зрители в молодом, идущем навстречу их запросам театре.

Продолжение...