menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 19

Преступление и наказание

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Ф. М. Достаевский

Постановка Ю. Любимова.

Помощник режиссера Ю. Погребничко.

Художник Д. Боровский.

Музыка Э. Денисова.

«Перед началом спектакля "Преступление и наказание" в Театре драмы и комедии на Таганке в зал попадаешь только через ближайшую к стене дверь. Но поток зрителей, направляемый волей режиссера в единственно открытое узкое русло, вдруг натыкается на преграду. Справа в углу просцениума, так что не отвернуться, в жалком тесном закутке — два женских трупа. Одна из убитых распластана на полу, другая — словно сползла по стене. На лица убитых наброшены полотенца, испачканные кровью. На полу разбросаны какие-то старые журналы. <...>

Они находились в опасной нетеатральной близости от нас, хоть дотронься. Можно рассмотреть высокий старушечий ботинок, складки задравшейся юбки. Но в упор смотреть — страшно. <...>

Заняв свое место, видишь всю сцену — с ее резким тревожащим контрастом между пустым пугающим темным пространством и комнатенкой, прилепленной в углу. Потом погас свет, и в той же двери, через которую вошли мы, медленно приоткрыв ее, освещенный прожектором, возник высокий молодой человек в темном распахнутом пальто, с длинными волосами, с чрезвычайно неприятным и одновременно завораживающим лицом.

Так весной 1979 года начался спектакль по Достоевскому.»

А. М. Смелянский. «Испытание Достоевским»./«Театр», 1981, № 8, с. 89-101.

«Краскам в эти пределы доступа нет, игра красок отменена и запрещена, цветом режиссер почти никогда не пользуется. Вся композиция черно-белая, все костюмы сплошь выдержаны в черно-серо-белой гамме. Борьба черного и белого, тьмы и света придает действию мрачную сосредоточенность, причем свет применяется холодный, ни в коем случае не ласковый.»

«Человеческие фигуры отбрасывают на белизну кирпичного задника огромные, до потолка, тени. Игра теней, зловещая и грозная, вторит игре актеров, усугубляя выразительность жеста.»

К. Л. Рудницкий. «Ф. М. Достоевский на московской сцене»./Сб. «Достоевский и театр». Л., 1983, с. 440-445.

«...Ритм зрелища взвинчен предельно, нам не дают и секунды покоя, один лихорадочный сон сменяет другой, световая партитура строится в основном на ручных прожекторах, музыка давится всхлипами, накликает катастрофу.»

А. М. Смелянский. «Испытание Достоевским». / «Театр», 1981, № 8. с. 89-101.

«Сострадание к Раскольникову в пределы спектакля проникнуть не может, даже тени симпатии к нему тут не возникает. <...>

Характеры и судьбы брошены в общий котел, где клокочет адское варево идеи. Спектакль строится как обвинительное заключение не столько по делу убийцы Раскольнико-ва, сколько по существу его "проклятой мечты".»

К. Л. Рудницкий. «Ф. М. Достоевский на московской сцене». /Сб. «Достоевский и театр». Л.. 1983, с. 440-445.

«Свидригайлов стал последней работой В. Высоцкого. Вооружившись гитарой, не боясь самопародии, актер вводил глухую, мутную стихию свидригайловщины в границы общечеловеческого и общепонятного, подарив зрителям несколько строф о "безумной любви".»

А. М. Смелянский. «Испытание Достоевским». / «Театр», 1981, № 8, с. 89-101.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.