Московский Театр Сатиры (брошюра 30-х годов). Часть 1
Театр Сатиры еще очень молод... Дату его рождения еще не успели занести в метрическую запись современного театра, но о нем уже говорят, пишут, спорят, дискуссируют... у него уже прорезались зубы, у него чувствуется глаз, у него настороженный слух. Он умеет радовать звонким, искренним смехом, добродушно улыбаться, бичевать, больно ранить стрелами своей тонкой сатиры.
В запущенный подвал Гнездниковского переулка он пришел стряхнуть затхлую пыль культивированного Балиевым жанра западного кабаре, эстетных сценических безделушек.
Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, — все, что уродливым клинышем торчит из нового быта - вот лозунг, начертанный на знамени, выброшенном молодым театром.
("ОГОНЕК".)
Дм. Угрюмов
МОСКВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
Новое обозрение — определенно крупный шаг вперед по сравнению со всем, что видела Москва, и не только Москва, в этой области. Хорош текст обозрения, хорошо его сценическое воплощение, хороши актеры и музыка. До зрителя все это доходит и попадает в цель...
Традиционный занавес "Летучей Мыши" перекрещен двумя красными полосами — характерный символ!
("Известия".)
Р. Д.
...Сила обозрения — в его крепко завязанной связи с московским бытом; вокруг основного мотива об уплотнении вырастает ряд анекдотов и острословия, многие из них станут ходячими и будут повторяться в Москве...
Иногда обозрение поднимается до сатирической остроты — священник в качестве конферансье кабарэ.
Самым удачным моментом обозрения нужно при-знать акт "уплотнения", словесно отлично написанный и дающий ряд гротескных пародийных положений; в "литературном конкурсе" блестящи характеристики представителей литературного мира; "экзамен политграмоты" — отличный и резвый шарж на экзаменующихся; в каждой из отдельных картин — ряд острот, ранящих шире намеченной темы.
...Его основная ценность в том, что указаны верные пути построения обозрения. Оно легко, весело и написано своеобразным, хорошим стихом. Исполнение талантливое.
("Правда".)
П. М.
Подвал дома Нирнзее даже в лучшие балиевские времена тоже не видал таких блестящих премьер. Публика не только много и охотно хохочет, но и поминутно разражается аплодисментами, подчеркивая то свежую остроту, то удачную выдумку режиссера, то актерскую находчивость.
Победителей не судят. А коллективный автор "Москвы с точки зрения" — группа бывших красноперечников — несомненно победил.предрассудок, будто советское обозрение невозможно, да и самый жанр будто бы устарел.
Все эти "Паласы", "Вольные театры", даже раздутое нами (на безрыбьи и рак...) Алексеевское "Смешанное общество" — конечно, лишь грубая кустарщина, по сравнению с местами прямо-таки ювелирной работой авторов "Москвы с точки зрения".
Театр Сатиры показал хорошее, по истине классное мастерство автора, режиссера и актера — дружный ансамбль этих трех элементов спектакля. Давно не было так весело в театре...
("Новый Зритель".)
Влад. Блюм.
Надо прямо сказать — обозрение московского быта, которым открылся этот театр — не особенно удачно, с точки зрения современных требований, предъявляемых революционному театру сатиры, доступному для широких масс населения. В нем много от интимного, закрытого артистического "капустника" былых времен, в нем слишком много интеллигентского варения в собственном соку и узкокружкового литературного подхода к современному московскому быту. Но все это подано с таким сверкающим остроумием, но все это сделано так весело и легко, что невольно прощаешь эти первые ошибки на новом трудном пути.
Разыграно было обозрение прекрасно.
("Жизнь Искусства".)
М. Загорский.