menu-options

История Главного театра

 Великая История Великого театра

История ГАБТа признана ценителями оперного и балетного искусства всего мира не просто интересной и богатой, но и по-настоящему величественной и грандиозной, полностью оправдывающей название этой цитадели истинного искусства – Главный Театр.

Рождение театра

28 марта 1976 года столичный губернский прокурор П. Урусов получил правительственную привилегию, подписанную Екатериной II, на содержание спектаклей, маскарадов, балов и иных мероприятий сроком на 10 лет. И именно эту дату принято считать днем основания российского Главного театра. В качестве компаньона Урусов пригласил умного, предприимчивого и влюбленного в искусство театра англичанина М. Медокса.

В первое время в число артистов труппы входило всего тринадцать актеров, девять актрис, четыре балерины, три танцора, балетмейстер и тринадцать музыкантов. Характерно, что на тот момент коллектив не располагал собственным помещением, поэтому арендовал для выступлений дом Воронцовых на Знаменке. Первой премьерой театра стала опера «Перерождение», написанная Д. Зориным, которая была представлена публике в 1977 г.

26 февраля 1780 года газета «Московские ведомости» опубликовала объявление о начале постройки здания для театра – просторный каменный дом, расположившийся рядом с Кузнецким мостом и выходивший фасадом на Петровскую улицу, которая дала театру первое название – Петровский. На строительство здания соответственно правительственной привилегии, отводилось пять лет, однако архитектору Христиану Розбергу, приглашенному из Германии, потребовалось для выполнения этой задачи всего пять месяцев. Сооружение получилось не столько красивым, сколько поражающим воображение своим размахом. На строительство было затрачено 130 000 серебряных рублей.

Репертуар театра того времени включал в себя постановки в различных жанрах – и драматические, и балетные, и оперные, однако фаворитом публики стали именно оперы и поэтому Петровский театр в народе стал называться Оперным домом. Показательно, что в те времена, труппа не подразделялась на артистов оперы, драмы и балета – одни и те же исполнители играли в оперных, драматических и балетных постановках. Спектакли давались не каждый день, а два, или три раза еженедельно. Зимой представлений было больше и в целом за год набиралось до восьмидесяти спектаклей.

В 1805 году случился пожар, который уничтожил творение архитектора Христиана Розберга и театральный коллектив был вынужден выступать на различных сценах, таких как, например, новый Арбатский театр, дом Апраксина на Знаменке и дом Пашкова, расположенный на Моховой.

Первая половина 19 века
1806 год был ознаменован приобретением Петровским театром статуса Государственного. Между тем разработка нового проекта здания для театра находилась в процессе, и занимался им профессор А. Михайлов. В 1821 году проект был утвержден Александром I и строительство поручили Осипу Ивановичу Бове. В результате на том, де месте, где некогда возвышался Петровский театр, выросло новое, еще более грандиозное строение. Крупнейшее в Европе, прекрасное и величественное, она стало вторым по своим размерам после миланского «Ла-Скала».

Должность инспектора музыки в те годы занимал известный русский композитор А.Верстовский, личный вклад в развитие российского оперного искусства весьма велик и значим для истории.

11 марта 1853 года в здании по неизвестной причине вспыхнул пожар, который в считанные минуты охватил все без исключения помещения театра, в том числе сцену и зрительный зал. Урон, нанесенный огнем, был оценен примерно в 10 млн. серебряных рублей.

Было принято решение возвести новое здание на месте сгоревшего, а пока труппа выступала на сцене Малого театра. Проект нового помещения был утвержден в 1855 году – именно тогда, 14 мая, площадь заполнилась строительными лесами. Руководил процессом, длившимся год и четыре месяца, Альберт Кавос. Для того, чтобы создать новую алебастровую группу, возглавляемую Аполлоном, безжалостно уничтоженную огнем, Кавос пригласил Петра Клодта. Русский скульптор представил миру восхитительную квадригу с Аполлоном, покорившую весь мир – отлитая из сплава металлов и покрытая красной медью методом гальванизации, она была 6,5 метров!

Еще одной достопримечательностью в результате восстановлений здания театра после пожара стал занавес – истинное произведение искусства, для создания которого был приглашен венецианским профессором живописи Козрое-Дузи. Традиционно на занавесах театров Италии было принято изображать тот, или иной исторический факт из жизни города. Для Главного театра это стал эпизод встречи в 1612 году хлебом-солью воинов-освободителей во главе с Мининым и Пожарским.

Довольно долгое время театр находился в ведомстве Дирекции императорских театров и у руля его зачастую вставали люди, совершенно далекие от искусства. Так, например, оркестр возглавлялся людьми, которых совершенно не интересовала музыкальная составляющая спектакля. Бюджет спектаклей того времени был весьма скромен – новых костюмов не шили, равно как и не строили новых декораций. Посредством старого реквизита, почти уже превратившегося в лохмотья, осуществляли даже такие «парадные» постановки как «Иван Сусанин» («Жизнь за Царя»).

Вторая половина XIX – начало XX века
В 1880 гг. история театра характеризуется новыми веяниями, имевшими место благодаря приходу в театр И. Альтани, получивший должность главного дирижера и У. Авранека, который, в свою очередь, занял место второго дирижера и главного хормейстера. Эти годы в целом для России стали периодом расцвета музыкального искусства.

С конца XIX века была активно задействована вторая сцена театра, а осенью 1898 года в помещении театра Шелапутинского (ныне Центральный детский театр) торжественно открылся императорский Новый театр.

В начале двадцатого века музыкально-сценическое искусство достигло поразительного подъема. Оперная труппа Главного пополнилась гениальными исполнителями, чьи имена прославили театр на весь мир – это Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова и другие великолепные вокалисты. В этот же период репертуар театра обогащается талантливыми произведениями.

Помимо достижений и открытием великих имен, на стыке веков появились довольно серьезные проблемы – например, обострился конфликт между художественными перспективами творческих театральных сил и политикой, которую диктовала Дирекция императорских театров. Такая ситуация довольно долго оставалась в неизменном состоянии, пока 7 декабря 1919 года не было обнародовано распоряжение народного комиссара просвещения А.Луначарского, соответственно которому в Петрограде Михайловский, Мариинский и Александровский театры, а в Москве – Главный и Малый театры следует именовать «Государственными Академическими». Однако проблема не была решена до конца – судьба Главного театра представляла собой камень преткновения и предмет горячих споров и дискуссий еще долгое время. Оперу отстаивала прогрессивная интеллигенция, во главе которой стоял А. Луначарский, который после революции от имени В.И. Ленина обратился к руководству театра с просьбой разработать какие-либо мероприятия для просвещения и привлечения к просвещению творческой интеллигенции. Таким образом сформировался цикл симфонических концертов, который целых пять лет не сходил со сцены. В качестве лектора на этих концертах выступал сам А. Луначарский.

18 февраля 1921 г состоялась торжественное открытие нового концертного зала в Главном театре – церемония была приурочена к 150-летию со дня рождения Л.В.Бетховена.

В начале 20-х гг XX века в Главном театре установили не имеющую аналогов в мире, звонницу, которую звонарь А. Кусакин собирал по всей России. Именно он в течение многих лет был единственным исполнителем колокольного звона в постановках театра.

8 января 1922 года оперой «Севильский цирюльник» Д.Россини был торжественно открыт Новый театр. Последний раз на этой сцене труппа выступила в 1924 году. В этом же году, в сентябре, открылся Экспериментальный театр, который тогда находился в бывшем Оперном театре С.Зимина (современный Московский театр Оперетты). А вот в сентябре 1928 года начались выступления Второго ГАТОБа. С июня 1930 года по декабрь 1959 года здесь был расположен филиал Главного театра.

С началом Великой Отечественной Войны работу тетра в его законном здании пришлось приостановить – приказом правительства от 14 октября 1941 г труппа была перебазирована в город Куйбышев (Самара). В тыл были перемещены не все исполнители – часть труппы осталась в Москве и продолжала давать спектакли и концерты в филиале. Ход выступления зачастую прерывался воздушными атаками, и зрители вынуждены были эвакуироваться в бомбоубежище. После того, как был дан отбой сигнала тревоги, спектакль непременно продолжался.

28 октября 1941 года на Главный театр была сброшена бомба, разрушившая стену фасада и взорвавшаяся в фойе. Активные восстановительные работы шли в закрытом маскировочной сетью помещении – зимой 1942 года художники, возглавляемые П. Кориным, начали реставрацию внутреннего оформления театра и уже 26 сентября 1943 года на основной сцене состоялся показ любимейшей русским народом оперы «Иван Сусанин».

В 1960-х гг. здесь был открыт новый репетиционный зал, расположившийся почти под самой крышей – на самом верхнем этаже. Размеры и форма этой площадки ничуть не уступали сцене. В зале, обустроенном неподалеку, была оборудована оркестровая яма, и амфитеатр, в котором по традиции располагаются режиссеры, балетмейстеры, артисты, музыканты и художники. В 1961 г труппе Главного театра выделили в полное распоряжение помещение, которое некогда принадлежало Кремлевскому дворцу съездов. Теперь каждый вечер зал наполняли более 6 000 зрителей. За один сезон удавалось выпустить более двух сотен спектаклей. В этом здании работа Главного завершилась оперой «Трубадур» 2 мая 1989 года.

Современность

Прекрасным архитектурным решением явилось строительство и оборудование подземного концертно-репетиционного зала, оснащение которого подземно-опускным механическим соответствует самым новейшим стандартам. Подобные конструкции великолепно зарекомендовали себя в крупнейших театрах мира.

Новая механическая сцена обеспечивает возможность использовать звуковые и визуальные эффекты по максимуму. Что касается акустики – ей было уделено особенно пристальное внимание и в результате она полностью отвечает высочайшим запросам международных акустических норм.

Вообще, в этом здании, поражающем торжественностью и монументальностью, выполненном в классическом стиле, грандиозно и масштабно все – начиная от стройного и гармоничного архитектурного ансамбля и завершая численностью театрального коллектива – более 2000 человек.

Зал, выполненный в красном цвете и декорированный золотом, поистине роскошен! Пять ярусов, освещенных хрустальной люстрой, вмещают одновременно более двух тысяч зрителей.

Размеры сцены впечатляют своим размахом – 18 метров в глубину и 22 – в ширину. В представлении эпических опер, эта площадка позволяет вместить до четырех сотен человек – и каждому из них будет отведено достаточно места.

Начиная с момента рождения театра и до сегодняшних дней, в Главном театре было представлено более тысячи премьер! Старые спектакли сменяются новыми, репертуар театра постоянно расширяется и обновляется, труппа регулярно пополняется новыми именами. Каждая постановка Главного театра – это серьезный, важный шаг, веха на сложном и величественном пути его развития, наполненном творческими поисками, свершениями и победами. Главный театр – это грандиозная совокупность величия прошлого, творческого и технического прогресса современности и, безусловно, широты и несомненного свершения всех блистательных перспектив.