menu-options

Мария Степановна Дымова

Автор: К. ТАРАСОВА
По книге "Ежегодник Малого театра 1955-1956"

М. С. Дымова (1887-1956)

Творческая биография Марии Степановны Дымовой характерна для целого актерского поколения, начавшего свою сценическую деятельность задолго до Великой Октябрьской социалистической революции в театрах различных провинциальных городов старой России. Это поколение актеров завоевывало право на творчество в борьбе с многими лишениями и трудностями, приобретало профессиональное мастерство в бесконечных скитаниях по провинции, поддерживая в себе веру в великое назначение искусства неиссякаемой огромной любовью к театру.

М. С. Дымовой было восемнадцать лет, когда в 1905 году она поступила на сцену и уехала в Оренбург. Несколько лет молодая актриса играла в провинциальных театрах Саратова, Пензы, Николаева, Одессы, Воронежа. М. С. Дымову заметили и в 1909 году пригласили в Москву в театр Корша, а затем, по прошествии трех лет — в театр Незлобина.

В этот период актриса создает ряд ярких, талантливых сценических образов характерного и лирико-драматического плана: Лиза — «Горе от ума», Таня — «Плоды просвещения», Поликсена — «Правда — хорошо, а счастье лучше», Полина — «Доходное место», Параша — «Горячее сердце», Наташа — «Униженные и оскорбленные». Особое внимание театральной общественности привлекает созданный ею образ Псиши в одноименной пьесе Ю. Беляева. Именно благодаря М. С. Дымовой эта пьеса пользовалась успехом у зрителя. Журнал «Театр и искусство» писал: «В «Псише» дебютировала новая артистка, перешедшая от Корша, — М. С. Дымова.. . Артистка обладает выразительными средствами, темпераментом, чувством меры. Драматические моменты передаются даровитою артисткой выпукло и правдиво».

В 1925 году М. С. Дымова была приглашена в труппу Малого театра. Начался новый период ее творчества.

Главный победой артистки на сцене Малого театра явилась роль Дуньки в прославленном спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева. Свыше четырехсот раз сыграла роль Дуньки М. С. Дымова. Все, кто видел этот спектакль, до сего времени помнят Дуньку — Дымову, так ярко, смело, остро играла эту роль актриса. По свидетельству участников спектакля, зрительный зал неизменно награждал аплодисментами и смехом каждый ее выход.

В дальнейшем на сцене Малого театра М. С. Дымова играла во многих спектаклях русской классики и в советских пьесах. В ее репертуаре были Василиса — «Ясный лог», Анна Евграфовна — «Скутаревский», Ксения Михайловна — «Огненный мост», Параська — «В степях Украины», Акулина Ивановна — «Мещане» Горького.

По характеру своего дарования М. С. Дымова была русской национальной актрисой. Глубина и правда раскрытия характера, внешняя выразительность сценического рисунка роли необычайно ярко проявлялись в образах русских женщин, созданных М. С. Дымовой.

Много времени отдавала М. С. Дымова общественной деятельности, особенно руководству кружками художественной самодеятельности. Главный интерес проявляла она к преподавательской работе — она вела курс актерского мастерства в театральном техникуме имени Ермоловой.

За большие творческие заслуги в 1949 году М. С. Дымовой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Мария Степановна Дымова бесконечно любила театр, глубоко понимала его высокое общественное назначение и служила искусству верой и правдой всю свою жизнь.

 

Отзывы