menu-options

Виктор Иванович Коршунов

По книге
Народный артист СССР В. И. КОРШУНОВ
Автор текста В. Максимова.
Редактор-составитель А. Волчанский.
Художник В. Казаков.
Фото И. Ефимова и Е. Мичуриной.
Технической редактор Н. Ковалевская.
Корректор Р. Кармазинова.
1986 г.

Есть в искусстве театра люди порыва, стихии. Есть — люди строжайшей самодисциплины, требовательного, длящегося годами «созидания себя», своего мастерства, культуры, духовного существования и даже внешнего облика, обретающего по мере движения лет благородство, подвижность и тонкость черт, и музыкальность, и особую, «содержательную» красоту.

Таков Виктор Коршунов, родившийся в Москве, на Сухаревке, в простой рабочей, отнюдь не театральной семье. И так же, как его сверстники, московские мальчишки 40-х годов, провожавший на войну и ждавший с войны (как немногие счастливцы — дождавшийся) отца-солдата; не всегда сытый в эти трудные годы; как все, замиравший у черной тарелки репродуктора во время передачи «В последний час».

Оттуда — из тех первых, начальных лет невиданной «жизненной уплотненности событий» (как скажет Коршунов в одном из недавних своих интервью) — рано пришедшая взрослость, ощущение «нешуточности» жизни, чувство ответственности перед людьми и обществом, требовательность отношения к себе, к своей нелегко давшейся профессии.

Из тех дальних лет — постоянный и глубокий интерес к политическим, гражданским, мировоззренческим основаниям жизни нашего общества и искусства. Реализовавший себя во множестве ролей, именно этот интерес сделал Коршунова актером органической социальной темы.

Малый театр, в прошлом и настоящем славный своей гражданской, просветительской, гуманистической проповедью с подмостков, стал для Коршунова — воспитанника другой школы — Школы-студии МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко, главным и единственным коллективом жизни. (Лишь первый сезон после окончания театрального вуза дебютант проработал в существовавшем тогда в Москве Центральном театре транспорта, сыграл там сибирского партизана Ваську Окорока в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова и был приглашен на знаменитую щепкинскую сцену.)

Даже простой обзор сыгранных в Малом театре ролей может многое существенно важное открыть в биографии актера. Впечатляет само количество их — около 50 за тридцать три года.

Нельзя, однако, не заметить рядом с ролями большими и главными обилия малых и эпизодических, причем не только в первые сезоны, но и после того, как были созданы этапные, вписавшиеся в новейшую историю Малого театра образы. Такие, как Иван Рыбаков (в постановке одноименной пьесы В. Гусева), Матвеев («Когда горит сердце» В. Кина). Значительные, вставшие в центр спектаклей роли предстают в окружении куда более скромных, теперь уже почти забытых, вроде Вознесенского из «Живого трупа», молодого мичмана в «Порт-Артуре», старосты в «Волках и овцах», Доналбайна в «Макбете», Григория в «Любови Яровой», ординатора в «Палате», мистера Хоппера в «Веере леди Уиндермиер» и т. д.

Что читаем мы в этой характерной особенности биографии артиста? Нормальное, прочное, основательное начало судьбы, без ее особого «баловства», без головокружительных взлетов на вершину известности с первых же ролей. Способность работать добросовестно, не переоценивая себя, имея в виду не только собственную «пользу», но и главную, большую пользу театра. Быть может, оттого столь ощутимы в актерской биографии Коршунова крепость, цельность и внутренняя логика развития.
 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.

Отзывы