menu-options

Николай Иванович Рыжов

По книге
Народный артист СССР Н. И. РЫЖОВ
Автор текста В. Васильев.
Редактор-составитель Т. Тихоненко.
Художник В. Казаков.
Фото И. Ефимова и Е. Мичуриной.
Технический редактор Н. Ковалевская.
Корректор Р. Кармазинова.
М:Детская книга, 1981 г.

Николай Иванович Рыжов — представитель четвертого поколения замечательной актерской династии Бороздиных-Музилей-Рыжовых. В 1846 году вышла впервые на сцену Малого театра Варвара Васильевна Бороздина, а вскоре актрисой стала и сестра ее — Евгения Васильевна. Основательницы династии играли вместе с великим Щепкиным и Провом Садовским.

Интересно отметить, что А. Н. Островский специально для Варвары Васильевны написал роль Варвары в «Грозе». Поистине отеческое внимание проявлял Александр Николаевич и к дочери Варвары Васильевны Бороздиной — Варваре Петровне, также артистке Малого театра.

Здесь же, в Малом театре Варвара Бороздина встретила молодого актера, любимца московской публики,— Николая Игнатьевича Музиля. Это был великолепный комический актер и большой друг А. Н. Островского. Молодые люди полюбили друг друга, и вскоре их дом стал одним из центров театральной Москвы тех лет.

В 1871 году у Бороздиных-Музилей родилась дочь, ставшая впоследствии выдающейся актрисой русского театра, народной артисткой СССР Варварой Николаевной Рыжовой.

Николай Иванович Рыжов — сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжова, также известного актера Малого театра.

Около шестидесяти лет тому назад на маленькой сцене театрального училища шел «Севильский цирюльник» — экзаменационный спектакль студентов второго курса. В программке, написанной от руки, значилось, что роль Фигаро исполняет студент Николай Рыжов. Среди зрителей была Мария Николаевна Ермолова.

Закончился студенческий спектакль. Ермолова прошла за кулисы и, обняв молодого артиста, напутствовала его на большой и трудный сценический путь.

Но вот прошли годы учебы: сначала на драматических курсах при Малом театре, а затем в Высшем драматическом училище Московской филармонии.

Наступил 1924 год — год дебюта Рыжова в Малом театре. Он получил от своей матери и отца эстафету служения второму родному дому семьи. И снова, на этот раз в необычайно ответственный момент жизни начинающего актера, он услышал добрые напутственные слова Ермоловой. Рыжов дебютировал в роли Молчалина («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

В 1925 году в комедии А. Н. Островского «Поздняя любовь» молодой актер играл роль Дормидонта. Так состоялась первая встреча артиста с драматургией великого русского писателя. Бороздины-Музили-Рыжовы были актерами «театра Островского», он был их любимым наставником, в его пьесах расцвел их талант. Драматургия Островского во многом определила творческий путь и Николая Ивановича.

В шестнадцати пьесах Островского Николаем Ивановичем были созданы самые разнообразные образы. Нередко бывало, что в одной и той же пьесе Рыжов в разные годы играл разные роли. Так, если в комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» в начале своей творческой, деятельности (1925) артист создал образ Платона, то через пятнадцать лет, когда Малый театр вновь вернулся к этой пьесе, Рыжов уже вышел на сцену в образе купца-самодура Барабошева. Это была очень яркая работа актера, сразу привлекшая к себе внимание театральной общественности. Но, пожалуй, наибольшего успеха в роли Барабошева актер достиг в постановке комедии, осуществленной в сезоне 1965/66 года Б. А. Бабочкиным.
 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Отзывы