menu-options

Евгений Валерианович Самойлов

По книге
Народный артист СССР Е.В. САМОЙЛОВ

Неповторимость большого художника заключается не только в созданиях его таланта, но подчас и в самой творческой биографии мастера. И каждый на первый взгляд неожиданный поворот судьбы бывает по-своему внутренне логичен, оправдан движением актерской индивидуальности.

Приход в Малый театр оказался для Евгения Самойлова естественным и органичным. Думается, легкость вхождения в новый коллектив была подготовлена всей предыдущей жизнью артиста. Самойлов соединяет в себе черты романтического актера с глубоким мастерством психологического реализма, неизменно стремящегося к крупной, яркой форме выражения. Именно эти два художественных направления издавна составляют основу актерской школы Малого театра. Артист вступил в его труппу в 1968 году.

Специфика самойловского дарования определилась в первые годы профессиональной работы. Руководитель Ленинградского театра актерского мастерства Л. Вивьен прочил Самойлову амплуа характерного актера. Работы подобного плана получили признание, однако первым настоящим успехом артиста стал образ Председателя укома из «Шторма» В. Билль-Белоцерковского, взволновавший зрителя героической правдой революции.

Актер был воспитан на прекрасных образцах русского классического искусства. Юношей он жадно впитывал удивительное, тонкое мастерство корифеев б. Александрийского театра — В. Давыдова, Н. Монахова, И. Певцова, В. Мичуриной-Самойловой, Е. Корчагиной-Александровской... Многое принесли ему занятия в вечерней студии Н. Ходотова, представителя той же замечательной плеяды. Традиционная высокая культура этих актеров стала школой для молодого Самойлова. Встреча с новаторской режиссурой В. Мейерхольда, пригласившего артиста в 1934 году, дала мощный импульс его творческому воображению, раздвинула перед ним широкие горизонты.

Мейерхольд видел в Самойлове тяготение к героико-романтическому репертуару. В эти годы артист сыграл Петра («Лес» А. Островского), Нелькина («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина) и Чацкого в знаменитой постановке «Горе уму». Герой комедии Грибоедова предстал в исполнении Самойлова страстным бунтарем и пылким мечтателем.

Последней работой актера в Гос-ТИМе стала роль Павла Корчагина. Вместе с персонажем «Шторма» этот образ стал как бы отправным моментом в созданной Самойловым галерее портретов настоящих советских людей, вдохновленных идеями революции, эпохой социалистических преобразований. Поэтический рассказ о духовной красоте нового человека, рожденного победой Октября, обозначил генеральную линию искусства Евгения Самойлова. Ее продолжили пламенный Щорс в одноименном фильме А. Довженко, лейтенант-фронтовик Кудряшов из картины И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Эти работы были отмечены Государственными премиями СССР.

Почти три десятилетия «домом» Самойлова был Театр им. Вл. Маяковского. Наивысшие взлеты самойловского таланта состоялись в спектаклях Н. Охлопкова, которого артист считает наряду с В. Мейерхольдом и А. Довженко одним из своих учителей в искусстве. Постановка «Молодой гвардии» А. Фадеева прозвучала героической симфонией о подвиге бессмертной комсомольской юности. Самойлов играл Олега Кошевого, показывая возмужание характера, превращение порывистого мальчика в зрелого бойца, вожака молодежи. «Молодая гвардия» в третий раз принесла Самойлову звание лауреата Государственной премии СССР. 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Отзывы