menu-options

Елена Митрофановна Шатрова

По книге Народная артистка СССР Е. М. ШАТРОВА
А. Гозенпуд
Редакторы Н. Б. Дайреджиева, Л. Л. Липова.
Художественный редактор Э. Э. Ринчино.
Художник С. Д. Алексеев.
Технический редактор И. В. Голубеякова.
Корректор И. Г. Шаханова.
М: Искусство, 1975 г.

В 1972 году советская общественность торжественно отметила тройной юбилей Елены Митрофановны Шатровой — 80-летие со дня ее рождения, 60-летие сценической деятельности и 40-летие творческой работы в Малом театре.

Одно из самых драгоценных свойств таланта Е. М. Шатровой — молодость души, свежесть и непосредственность восприятия жизни, органичность воплощения ее на сцене. Эта молодость характерна для всех сценических созданий Шатровой вне зависимости от возраста героинь. Речь идет не о моложавости внешнего облика, но именно о молодости души.

Театр вошел в жизнь Е. М. Шатровой уже в отроческие годы, когда она, ученица Петербургской гимназии, попала на спектакль Александрийского театра. Впечатление от увиденного (это было представление «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого с участием К. А. Варламова) оставило след на всю жизнь. Под воздействием этого и других спектаклей созрело решение стать артисткой. Мечта сделалась явью, когда она поступила в Петербургскую школу сценического искусства, во главе которой стояли выдающиеся деятели русской сцены А. П. Петровский, С. И. Яковлев и А. А. Санин. В школе Е. М. Шатрова приобрела не только необходимые сценические навыки, но и осознала высокую гражданственную миссию актера, навсегда впитала верность заветам реализма. Замечательные педагоги, носители славных традиций русского театра внушили своим воспитанникам понимание нераздельности этического и эстетического в жизни и искусстве, тогда как представители модернизма и других упадочных тенденций той поры стремились разделить их. В 1912 году Е. М. Шатрова закончила Школу сценического искусства.

Н. Н. Синельников, стоявший во главе Харьковского и Киевского драматических театров, один из замечательнейших русских режиссеров, пригласил молодую артистку в свою труппу. В его труппе сформировались таланты многих крупнейших мастеров русской и советской сцены — М. М. Тарханова, Н. М. Радина, С. Л. Кузнецова, Е. А. Полевицкой, К. А. Зубова. В русских провинциальных и столичных театрах мало было актеров, которые в той или иной степени не были бы обязаны своими успехами заботе и вниманию Синельникова. Благодарную память о своем учителе Е. М. Шатрова сохранила на всю жизнь. В поставленных им спектаклях вырос и расцвел ее талант, завоевавший любовь зрителей. Н. Синельников, в отличие от многих антрепренеров (как не точно по отношению к нему это слово), заботился о росте дарования своих питомцев, поручая им роли разнохарактерные и разнотипные. Конечно, в условиях театра тех лет актерам приходилось выступать наряду с пьесами классиков и в произведениях малозначительных, поверхностных. В этот начальный период своей сценической деятельности Е. М. Шатрова блестяще сыграла ряд ролей в пьесах Островского, Чехова, Шекспира, в инсценировках романов Тургенева и Гончарова. Уже тогда ярко проявились основные черты ее творческой индивидуальности — глубокая искренность сценических переживаний, естественность и художественная простота, дар творческого пе-» ре воплощения, высокая одухотворенность и поэтичность.
 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
 

Отзывы