«Бедность не порок» Я думал, что настоящей художнической России нет больше, а она, оказывается, есть, живет – в стенах Малого театра. Живет вопреки всему! Довелось недавно убедиться в этом, посетив в филиале Малого спектакль «Бедность не порок» (режиссер А.В.Коршунов). И не просто живет – а продолжается ее дыхание в творчестве молодых людей, замечательных, высокоталантливых актеров, которые работают под влиянием нетлеющего духа творчества А.Н.Островского. Какая молодежь! Любовь Гордеевна – дивная лирическая и тонкая Л.В.Ещенко, потрясающе энергичный, блестящий, мастеровитый С.В.Потапов – Гриша Разлюляев (танцор!). Так замечательно, что молодых актеров воспитывают на классике, тем более на такой, передают ей традицию старых мастеров, учат на большом, значительном материале, в настоящей школе души и мастерства, а не на одноразовых пустяках. Нет слов, конечно, благодарности и зрительского преклонения перед создателем этой постановки А.В.Коршуновым. Не имею права судить о профессиональных вопросах режиссуры (хотя очевидно, что постановка по динамике тактичная и блестящая), но как музыкант скажу, что музыкальное оформление спектакля просто грандиозно. Это - новое явление в современном театре. Народные песни и танцы – по сути, отдельная музыкальная программа, но органично вписанная в действие – это очень обогащает и освежает спектакль. Успех музыкального решения не исчерпывается тем, что спектакль открывается и сопровождается музыкой «Метели» Г.В.Свиридова. Поразителен подбор фольклорного материала, замечателен вкус режиссера в отношении к нему - не говоря, конечно, о блеске и увлеченности (да и мастерстве!) в исполнении песен, танцев, инструментальных наигрышей, аккомпанемента (сами играют!) молодежью, что не может не вызвать слезы растроганности и обеспечивает громадный успех в конце спектакля. Многоголосие, чистый фольклор - наяву! И как это органично вписывается в действие, в самую музыку слова Островского! Вся эта продолжающаяся, пусть только на сцене, русская жизнь так красива и значительна, так блестяща и добра, что после спектакля здоровее выходишь и душою, и телом, и вроде бы свет льется, и надежда какая-то рождается. Истинное это Христианство, воплощенное Островским в Любиме Торцове, глубоко и правдиво сыгранном создателем спектакля. Как всё же важно это: большая сцена, большой, благородный, аристократичный зал, забыто полноценные живописные декорации, настоящие костюмы, посуда – живая старина! – так всё это хорошо… Такой настрой замечательный! Благодаря профессиональному и душевному единоначалию, твердости духа и совести, громадному авторитету и популярности Ю.М.Соломина, Малый театр и сегодня остается русским классическим театром, и продолжает быть на огромной художественной высоте. Алексей Вульфов
16 июня 2014 - Алексей Вульфов