Сатирикон «Король Лир»
Марьина Роща. Светящийся лес на подходе к театру. Внутри – настоящие маски Аркадия Райкина, в которых он играл множество самых разнообразных характеров. На сцене деревянные помосты, дерюжные подушки разбросаны по полу, 3 старых пианино, которые сейчас массово выбрасывают из домов, куда они приобретались, как статусный символ; три колокола из той же дерюги. Максим Аверин (побочный сын Глостера), появившийся в первые минуты спектакля, не улыбается своей дурацкой улыбкой до ушей, за что ему большое спасибо. Король Лир (Константин Райкин) дурит в открытую. Мы же помним еще Костю в «Труффальдино из Бергамо». Смотрели-пересматривали его жизнеутверждающие пляски-шутки. И вот настало время играть короля Лира… Все время «тянет на старое» - посмешить, повеселить. А годы уже не те. Снять штаны – не катит. Видели (кое-где и кое у кого) уже и без трусов вообще… Чем же пронять эту публику? Можно шутом сделать длинноногую мулатку (Елизавета Мартинес Карденас), можно актера, привычно играющего бандитов, назначить на роль преданного королю графа Кента (Тимофей Трибунцев), можно валяться почти голым в чем-то липком и срывать аплодисменты (Эдгар, законный сын Глостера, - Артём Осипов), можно заставить женщин таскать тяжеленные доски и сооружать из них помост…
И это получается. Следить за всем этим довольно занятно. Но мне понравилось четкое и прозрачное повествование, настолько ясное, что я наконец-то разобралась в сюжете. Раньше главной была только линия Лира и его дочерей. Здесь, на спектакле, история Глостера и его сыновей идет параллельно и не менее выпукла и прозрачна. Две семьи, разрушенные и пострадавшие из-за простого каприза, из усталости и нежелания нести свой крест до конца. Раздробление, приводящее к смерти (в семье Лира). Ложь и коварство, убивающие родных (в семье Глостера). И свет в конце тоннеля брезжит лишь для Глостеров. Верность законного сына своему долгу, своему отцу вознаграждается жизнью. А у Лира – только смерть. Три пианино. За ними сидят мертвые дочери короля. Он пытается не давать им падать, но они все падают и падают. Нельзя вернуть время вспять и умерших сделать живыми. Надо всем этим несется пронзительная еврейская мелодия, очень жалостливая, проникающая в самое сердце. Скорее зачет, чем нет.
Вид из вестибюля театра.
Двуликий янус «Сатирикона».
Папа-Райкин в мраморе, как восклицательный знак (!).
Трибунцев – попробуйте с таким лицом играть честного и верного подданного.
Вот такой шут. Многие бы позавидовали. Но вот шута-то мы и не увидели.
Граф Кент во всей красе.
Папа Глостер - слишком молод на мой взгляд. Старость тоже надо уметь играть.
Корделия была настоящей.
14 января 2015 - Анна_К.