Спектакль "P.S. Грезы" . 7.11.2014.
Театр Елены Антоновны Камбуровой. Ходили 7.11.2014. Спектакль - лауреат II Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» в номинациях: «Лучшая оркестровка (аранжировка)» и «Лучшее световое оформление».
Песни Шумана и Шуберта в современной аранжировке. (Как жаль, что Вас там не было).
Спектаклю больше 10 лет, как выяснилось, но он живет, меняется. Например, сегодня все четыре музы были в прическах на немецкий лад - с валиками и пучками на затылке. Сходство с немецкой Гретхен или даже «белокурой бестией» необыкновенное. Лица у девушек совершенно арийские. Тонкие фигуры и яркий макияж – красные губы на выбеленных лицах создают впечатление запевших фресок. И поют они очаровательно. Но отдельные песни звучат совсем не так нежно и лирично как мы привыкли. В некоторых слышны маршевые ноты (нацизм и вторая мировая?). Куча ассоциаций. Порой классическая музыка перемежается чуть ли не латино-американскими ритмами (аранжировщики з.а. РФ Олег Синкин и Александр Марченко). Восприятие песен Шумана и Шуберта (как наивысшее достижение культуры человечества) происходит с точки их рассмотрения из нашего времени - знания, к чему пришла Германия из убежденности в своей избранности и мировом лидерстве. Интересно, знает ли руководитель театра Елена Антоновна Камбурова, что «Грезы» Шумана исполняют на День победы в минуту молчания, наравне со Священной Войной, в Зале-пантеоне Воинской славы на Мамаевом кургане и в Брестской Крепости у вечного огня?
Интересное решение найдено в отгораживании сценического пространства от зрителей двумя слоями тонкого тюля, образующими коридор – возникает эффект тумана или границы между тем миром и этим. Вообще, все пространство зала обыгрывается. Певицы забираются на 2 этаж – на балюстраду, выглядывают из окон по бокам сцены, прячутся за колоннами. Их движения то мягки и грациозны, то напоминают прерывистые движения марионеток с застывшими кукольными лицами. Музыканты, сидящие на одном уровне со зрителями, становятся невольными жертвами экспансии певиц – те к ним притрагиваются, ворошат волосы, кутают в теплые кофты, раскидывают их ноты, в общем, пристают и хулиганят… Но почему-то это совсем не противоречит с детства знакомым классическим мелодиям песен Шуберта и Шумана. Бунт флейтиста, выраженный в виртуозном соло, очень забавен. Все время что-то происходит, и одна песня плавно перетекает в другую.
Малый зал – так мал, что зрители в первом ряду могут потрогать занавес. Актеры – совсем близко, дистанции нет, можно как бы раствориться в создаваемой на наших глазах необычной реальности. Это начинается еще до спектакля, когда актеры и музыканты проходят через коридор из зрителей в зал.
Фойе театра тоже заслуживает длительного и вдумчивого внимания. Оно наполнено интересными куклами, сложными букетами цветов, музыкальными предметами, около гардероба – коллекция колокольчиков. Дух творчества и изысканности во всем. Даже перед дверью в сам театр – изящная стойка для администратора и старинный кукольный дом настраивают на особый лад. Можно посоветовать сходить на «Грезы» людям, которые не ищут «развлекалово», а настроены на поиск высокого духа. Они не будут разочарованы.
Роберт Шуман (1810 – 1856). Немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Представитель новой европейской романтической школы.
Прекрасные музы.
«Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.
…
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!».
«Мой сын, что ты прячешь со страхом свой лик?»
«Отец, Царь лесной предо мною возник!» (Шуберт, Гете)
Он отвечает за музыку. А значит – главный.
06 декабря 2014 - Анна_К.