На прошлой неделе были с Ромой в культурном центре "Меридиан" на спектакле "Страсти по Емельяну или Хохмодрама "Ведьма" ". Название меня, признаюсь, очень удивило, и я до последнего (до приобретения программки), не знала, что ожидать от этого спектакля, знала только, что Сергей Безруков должен играть. Безруков никогда не был моим кумиром, но я признавала его как актера талантливого, интересного, а главное - с убеждениями. С высказываниями скептиков о нём даже соглашалась порой, но любила всё - равно. И вот мы заняли свои места.
Спектакль поставлен по мотивам рассказов Чехова "Хирургия", "Ведьма", "Канитель", объединенных единым органичным сюжетом. А сюжет достаточно прост : молодую избалованную, но очень красивую девушку Любу выдают замуж за хилого, нелепого, бедного дьячка Емельяна, человека чистого и сильного духом. На свадьбу случайно приезжает барин Петр Петрович, который, как выясняется, когда - то, дав обещание жениться на Любе, завладел ею. Он был её первый мужчина, и она готова простить ему все. В Петре Петровиче "просыпается прежняя страсть", он хочет убежать с Любой, но она теперь замужняя женщина, да и жалеет Емелю. Проходит время, Емельян с Любой живут в бедности - все деньги уходят на восстановление старой церкви. Во время очередной метели Емельян в шутку, но с особой подоплёкой, замечает, что она ведьма - как только у его жены "кровь забурлит", так сразу на улице метель и вьюга, и какой-нибудь потерявшийся путник: почтальон или рабочий - обязательно заскочит переночевать. Но все догадки остаются только догадками. Спустя время, мы узнаём, что в город вновь вернулся Петр Петрович, и Люба тайно встречается с ним. Но Петр Петрович - расчетливый, хитрый и трусливый человек, даже при всей возможности, он не хочет честно жениться на Любе. Люба не может этого пережить, она унижает Петю - Петушка, и признается, что хотела за него за муж лишь из - за денег и роскоши, которую так любит. Петр Петрович, оставшись один в доме своего друга - врача, напивается. По стечению обстоятельств к врачу приходит Емельян и встречает пьяного Петра Петровича, который всё ему выкладывает. К тому же Люба оставляет платок в доме врача. Емельян возвращается домой и стегает ремнем, осознавшую свою неблагодарность Любу. Она глубоко раскаивается, и признается Емельяну, что беременна. Емельян вне себя от радости. "Что ты радуешься? А вдруг не твой?!" - Спрашивает Люба. "Мой. Всё равно мой" - отвечает Емеля. После таких слов, Люба впервые искренне даёт своему мужу клятву, которую не смогла дать у алтаря. Их жизнь меняется, Емельян уже не напоминает субтильного дохляка - он настоящий русский сильный мужчина. Как - то снова приезжает к Емельяну Петр Петрович. Он не может смириться с тем, что его отвергла "эта ведьма". Они ссорятся, решение проблемы находит Емельян : наливает 2 стакана водки, но один с мышьяком. Они переставляют стаканы так, что уже нельзя определить, в каком отрава. Их жизни теперь в руках судьбы. Зритель хорошо видит, что стакан с мышьяком достается Емельяну. Теперь он должен умереть. Емельян в последний раз забирается на колокольню и звонит в колокола.
Жанр спектакля был определен как хохмодрама. Этот термин был придумал Виталием Безруковым и отлично демонстрирует единство смешного, комедийного и до боли трагического в этом спектакле. Хохма серьезных общечеловеческих противоречий, воплощенных в поступках персонажей и драма полной разочарований жизни... И эта, казалось бы, незамысловатая история, облаченная в мистику, поднимающая немало проблем, как и интимной жизни, так и жизни всей России , вместе с большим количеством юмора, музыкой и замечательной игрой актеров поразила меня до глубины души.
Конечно больше всего я находилась в восхищении от самого Сергея Безрукова, играющего Емельяна. И даже в своём особом фанатизме к проявлению русской души он был прекрасен. Он сам спел несколько песен на стихи иеромонаха Романа, и мурашки тогда шли у меня по коже. В один момент я была поражена, с какой энергией и самоотдачей он носился по сцене, изображая в танце первобытного Адама, владеющего Евой. Сама энергетика, смысл и атмосфера происходящего была поразительна на протяжение всего спектакля.
Но всё же большего всего мне запомнился финал. Емельян забирается на колокольню, и мы уже понимаем, что всё. конец. Умирающий бьет в три колокола, звучит песня "Колокольный звон" в исполнении Безрукова. Занавес опускается, свет падает по центру на красные буквы "Страсти по Емельяну", а сзади неё тень, силуэт Емельяна, так напоминающий в этот момент Христа на распятье...голос Безрукова: "Господи, помилуй". Тяжелое чувство...ком в горле...слезы на глазах. Даже сейчас, когда вспоминаю...
Кажется, мы одни вышли с Ромой из зала ошарашенные, ни сказав друг другу ни слова. Мы все поняли без них, и долго еще шли в полной тишине.
Если вы хотите сильных эмоций, приятного и полезного времяпрепровождения сходите на этот спектакль. Не пожалеете. Несмотря на все недостатки, это то, что нужно сейчас нашей России, нашей душе, нашему менталитету и религиозности. И никакие планы Далеса не сработают.
23 мая 2012 - Маша