Посмотрела вчера пред-премьерный показ спектакля "Дар" по Набокову. Это сказка. Мечта. Восторг.
Когда я шла на спектакль, я не могла даже представить себе как это можно поставить.
Набоковский роман - это Текст. С большой буквы. Это текст который творит себя сам на наших глазах, события реальной действительности для которого - лишь побочный эффект.
Повествование течёт как река, в котором перемешиваются ты, вы, он, она и я, одно неотделимо от другого, и маленькая частица есть целое, а целое есть частица. Он неперессказуем как сон, абсолютно понятный когда ты спишь, и остающийся как невысказываемый привкус на губах, после пробуждения, как созвучие нот, выходящих за рамки существующего звукоряда.
То, что я увидела вчера на сцене театра студии Петра Фоменко поразило меня абсолютно и в самое сердце. Спектакль заставляет забыть, что ты находишься в театре, и я как зритель погрузилась в плавно перетекающие картины, гармонично следующие одна за другой. Спектакль, как мне сейчас кажется, выступал в роли дирижёра, ловко и незаметно управляющим инструментами моего воображения и мысли, создавая неповторимую музыку в моей голове и сердце.
Знаете, я очень люблю Набокова, но есть одна вещь, которую я всегда замечала, когда дрейфовала в его текстах. Они космические, но очень эгоистичные. Так мне мне всегда казалось. А Евгений Каменькович сделал Набокова гораздо добрее и ближе, и набоковское Я в спектакле гораздо больше и масштабнее. Оно "я" с маленькой буквы. С той маленькой буквы, которая важнее большой.
Целое есть частица, а частица есть целое. Эта мысль звучит в спектакле, только сказанная другими словами. Эта мысль воплощена и в самом спектакле: необъятное, сотканное из ассоциаций полотно действо, которое мы наблюдаем, состоит из ярких, продуманных до каждой мелочи эпизодов. Это похоже на мастерские, абсолютные, продуманные мазки большой картины, камешки мозаики (причём настолько мастерские и продуманные, что они кажутся абсолютно естественными), каждым из которых можно любоваться в отдельности, а если отойти в другой конец зала, ты видишь всю картину целиком, и все оказывается на своём месте, и ни одного камешка, ни одного мазка выкинуть невозможно. Каждый из них это вселенная, и все они вместе вселенная.
Я снимаю шляпу перед режиссёром и актёрами, которые проделали такую сумасшедшую, невозможную работу. Это одно из самых моих сильных театральных впечатлений, которое я испытала за последние годы.
И спасибо моей Катюше, которая устроила мне этот необыкновенный праздник. ))))
11 июля 2012 - tucha