8 ноября 20014 года в театре имени Ермоловой давали «Язычников». Этот спектакль настолько потряс меня, что захотелось поделиться увиденным. 2000–е. В то время, когда в нашей стране подавляющее большинство людей с вожделением смотрят на Запад, который всё глубже пускает корни в их сознание, подменяя обучение – тестированием, лечение – эффектом плацебо, а серьёзные спектакли – пустыми шоу, драматург Анна Яблонская пишет глубокую пьесу «Язычники». О чём она? В двух словах и не скажешь. Это пьеса – боль, пьеса – крик, пьеса поиска выхода из тупика. Бабушка (Наталья Потапова) ушла из дома, бросив сына и, молясь о его судьбе в разных монастырях, стала фанатиком православной веры. Не испытав в детстве материнской любви, герой Николая Токарева не умеет любить. Страсть к жене, восхищение дочерью и увлечение музыкой остались в прошлом, а ведь ему только 43 года! Его жена (Наталья Кузнецова) трудится в поте лица (днём риелтором, ночью портнихой), чтобы оплатить высшее образование дочери, а девятнадцатилетняя деточка (Кристина Асмус) не желает учиться. Знакомая ситуация, не правда ли? Неработающие мужчины, вкалывающие женщины и подростки – пофигисты –отличительные черты 2000-х. И Яблонская через Боцмана (Владимир Зайцев) пытается разобраться в истоках всего этого. Необыкновенно точным является режиссёрское прочтение пьесы Евгением Каменьковичем. Так, первое действие разворачивается на фоне ремонта в квартире, безусловно символизирующем хаос в душах героев. Огромную роль играет и пластика. Жена танцует, разговаривая с потенциальным покупателем элитной квартиры – танцует под его дудку. Учитель (Дмитрий Павленко) вдохновенно читает лекцию об агностицизме залу – аудитории, которая тупо воспримет любую информацию, как жвачку. Доктор (Татьяна Шумова) куда-то постоянно бежит, на ходу разговаривая по мобильному телефону, тем самым превращаясь в механического робота. И лишь чудо спасения девочки возвращает ей человеческий облик. Всё это и многое другое служит, на мой взгляд, главной цели – показать, что если человек пытается делать что-то несвойственное ему, он глубоко несчастлив. Когда смотришь «Язычников», то понимаешь, насколько несчастливы все эти люди, и кажется, что счастлив только Боцман, ибо в конце пьесы узнаёшь, что он ушёл в море, в свою стихию. И тогда появляется надежда, что если каждый человек поймёт, для чего он пришёл в этот мир, он испытает счастье здесь и сейчас. Очень хочется, чтобы спектаклей такого уровня было больше!
15 марта 2016 - Юлия Александрова,преподаватель