Два с половиной часа действия, которое не дает ни малейшей передышки на то, чтобы включились каккие -либо эмоции. Только холодное и отвлеченное созерцание. Так плавают рыбки в аквариумах, расставленных на сцене. Им нет дела до того, что происходит на сцене. Так совокупляютя насекомые и другие твари, которые появляются в проекции на холодных стеклянных декорациях особняка. Зритель молча наблюдает, как Гедда Габлер безуспешно пытается взорвать этот спокойный предсказуемый мирок на сцене и в зрительном зале, наполнить его драйвом, поступком, все-равно каким, лишь бы было "красиво". Заставить мир затрепетать, как карася, которого она вылавливает из аквариума , почувствовать свою власть над ним. Но ..."продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути" - эти слова Пастернака могли бы стать девизом прочтения пьесы великого драматурга режиссером Камой Гинкасом. Только почему тогда, когда выстрел приводит жизнь Гедды к логичному концу, вместе с аплодисментами режиссеру ты борешься с душащими тебя слезами? Потому что ты видела, ты знаешь таких вот девочек, которые не смогли перейти поле под названием "жизнь". Узнаваемы эти дикие прыжки на сцене, эта бравада и нежелание починится общепризнанным нормам. Общепризнанным? А какие из них остались общепризнанными в нашем аморальном обществе? Где и в чем искать опору новоявленным Геддам? И плачешь ты потому, что чувствуешь в себе вину, потому что это - наши дети. И потому что они расплачиваются, в конце-концов, и за наши грехи.
22 марта 2013 - Людмила