Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 5.
Ранее: Часть 4
Балетный репертуар отображает еще неустановившуюся художественную линию московского балета. Характерно, что за этот период в Москве подвизалось пятнадцать балетмейстеров. Наибольшее количество балетов, поставленных за эти годы, относится к произведениям Доберваля, Гардели, Милона, Омера и Блаша-отца. Это балеты третьего сословия, — передовой французской буржуазии. Они не только развлекательны, но и нравоучительны и способствуют становлению новой морали. Среди них особенно популярны: «Бесполезная предосторожность», «Дезертир», «Аннета и Любим» и т. п. На втором месте стоят веселые арлекинады и комические балеты типа «Путешествие Арлекина, или волшебный лес», «Хитрость, или притворная смерть Арлекина», «Два простачка», «Прачки и трубочисты» и т. п.
Далее произведения Новерра и Дидло, в основу которых положены мифологические сюжеты. Это «Медея и Язон», «Зефир и Флора», «Дафнис и Хлоя», «Евфимий и Евхарист» и им подобные. Несколько балетов — увлечение экзотикой. Они носят названия: «Великодушие турецкого паши», «Калиф Багдадский, или приключение в молодости Гарун аль Рашида», «Ревность женская в Серале», «Азима и Зюльма» и т. д. Довольно много балетов посвящено сюжетам рыцарских романов раннего романтизма — «Рауль — король испанский», «Инесса ди Кастро», «Рауль — синяя борода», «Граф Кастелло, или преступный брат» и т. п. Некоторые балеты посвящены национальным темам. Это «Деревня на берегу Волги», «Руслан и Людмила», «Любовь к отечеству» и т. д.
Большое, сравнительно, количество балетов последнего типа объясняется подъемом патриотических чувств в связи с отечественной войной 1812 г. 6 января 1825 года в Москве было, наконец, открыто грандиозное по тому времени здание Главного Петровского театра на Театральной (ныне площадь имени Свердлова) площади. Дирекция театров готовилась к этому событию достаточно серьезно. Для усиления московской балетной труппы из Парижа были приглашены танцовщик Иосиф Ришард и танцовщица Фелицата Гюллень-Сор. Надолго последней, оказавшейся выдающимся педагогом и хорошим балетмейстером, и выпала задача окончательно сформировать московский балет и наметить дальнейшие пути его развития.
Продолжение: Часть 6