menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 5.

Главный театрРанее: Часть 4

Пышно расцвела на сцене Главного театра и отечественная школа декоративной живописи, представленная выдающимися именами Коровина, Головина, Федоровского, Вильямса, Дмитриева. Следует указать, что характерные для передовых тенденций советского искусства творческие искания подлинного синтеза музыки со сценическим образом получили свои исходные стимулы в деятельности Главного театра. Именно в недрах Главного театра, в его студии зародились первые искания К. С. Станиславского, давшие положительный толчок развитию советского оперного театра. Стремление к идейной насыщенности, психологической глубине оперных музыкально-сценических образов, стремление подчинить все выразительные богатства синтетического оперного искусства задачам создания живых и правдивых образов отмечало все лучшие работы Главного театра за последние годы.

Результатом этих исканий следует признать воплощение таких классических произведений русского искусства, как «Иван Сусанин». Этот спектакль Главного театра насыщен благородным патриотическим пафосом и сочетает в себе черты героического монументального искусства с глубокой проникновенностью и лирической искренностью; именно этими своими чертами спектакль нашел горячий всенародный отклик и был в свое время удостоен Сталинской премии. Главный театр уделял и уделяет огромное внимание задаче создания оперных и балетных спектаклей, отражающих нашу великую современность, воплощающих образы и идеи героической советской эпохи.

На сцене Главного театра прозвучали за последние годы произведения советских композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Дзержинского, Асафьева, Глиэра, Чишко, Крейна, Соловьева-Седого, Василенко, Кабалевского, Шебалина, Александрова, Юровского. Из общего числа поставленных оперных и балетных спектаклей советских композиторов отдельные произведения, как «Тихий Дон» Дзержинского, «Красный Мак» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, являлись значительными вехами на пути развития советского музыкального театра. Заботами Правительства и Партии, Главный театр окреп в своих идейных позициях и мастерстве. Он создал за последние годы спектакли, получившие высокую оценку советской общественности, в том числе спектакли, удостоенные Сталинской премии: «Черевички» — Чайковского, «Вильгельм Телль» — Россини и балет на музыку Прокофьева — «Золушка». Артисты Главного театра своим искусством помогали Красной Армии в годы Великой Отечественной войны громить ненавистного врага.

Тысячи концертов с участием лучших сил Главного театра в тылу и на фронте, в госпитале и в землянке, на заводах Урала и в затемненной Москве, в освобожденном Киеве и Минске, среди развалин Сталинграда и Севастополя, в Вене и Будапеште и, наконец, в разгромленном Берлине, в здании рейхстага, помогали советским людям в борьбе и труде, рождали великую любовь к своей Родине и неистребимую ненависть к врагу. Десятки артистов были награждены боевыми орденами и медалями, а сотни — медалью за оборону Москвы. В годину тяжких испытаний русская северная лира осталась верна своему великому народу. Новые, еще более высокие и благородные задачи встают перед Главным театром в послевоенный период, в период новой Сталинской пятилетки. Народ-победитель, восстанавливающий страну и развертывающий дальнейшее могучее строительство социалистического государства, предъявляет ответственнейшие требования к культуре и искусству.

Исторические решения ЦК ВКП(б) об искусстве и литературе, доклад тов. А. А. Жданова на собраниях партактива и писателей в Ленинграде — являются для советских художников программой сознательного творческого труда, призывом к глубокой идейности и мастерству. В свете этих партийных указаний Главный театр должен с особой требовательностью подходить ко всей своей работе. Каждая новая постановка должна явиться ценнейшим вкладом в социалистическую культуру. С особой силой встает задача полноценного воплощения в музыкально-сценических образах советской темы. Героические люди нашей современности, их величественная борьба за торжество идей коммунизма, — вся красота и пафос нашей жизни, мудро направляемой партией большевиков и нашим гениальным вождем товарищем Сталиным, должны получить могучее и глубокое воплощение в новых спектаклях Главного театра. Этого ожидает народ, и этой задаче должны быть посвящены богатейшие творческие силы и возможности крупнейшего современного музыкального театра.

Продолжение: Часть 6