menu-options

Чайку подстрелили (часть 1).

Школа современной пьесыО Чехове, чьи драмы за последнее десятилетие прошли на отечественной сцене все круги ада — от добротно-унылого традиционализма до вымороченного псевдоавангарда,— неожиданно вспомнили как об остроумном и веселом авторе водевилей. Алексей Петренко, Альберт Филозов и Любовь Полищук в театре Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы» сыграли премьеру оперы для драматических артистов «А чой-то ты во фраке?» (муз. С. Никитина, стихи Д. Сухарева). В основе оперы лежит сюжет чеховского «Предложения». Жанр этого спектакля, в котором оперные, балетные, драматические сцены спешат сменить друг друга, который заканчивается цирковым представлением, определить очень просто — это пародия на скучные академические постановки, на театральные штампы и в том числе на самих себя.

Спектакль Иосифа Райхельгауза появился вовремя. Театральная Москва уже давно тосковала по такому щедрому на выдумки и полному беззаботной веселости представлению. Режиссер счастливо избежал злободневных намеков и пронизанных социальным пафосом острот. Он воскресил давно забытую атмосферу праздничной театральности, вернул нас к первоосновам зрелищности, когда можно просто радоваться таланту артистов, их импровизационной легкости, позволяющей любую накладку превращать в находку.

Кажется, что сама архитектура внутреннего пространства зала предопределила стилистику спектакля. Здесь, в Эрмитаже, на углу Неглинной и Петровского бульвара, когда-то собиралась для веселого времяпрепровождения московская элита. Кстати, это здание напоминает другое, тоже расположенное в центре Москвы. То самое, где в начале века разместилось театральное кабаре «Летучая мышь». И комическая опера, разыгранная на сцене бывшего Эрмитажа, в гораздо большей степени наследует традиции знаменитых балиевских капустников, чем те сценические опусы, которыми потчует московских зрителей театр, ныне носящий имя «Летучая мышь».

Иосиф Райхельгауз назвал свои театр «Школа современной пьесы». Для режиссера поколение которого начинало свою творческую жизнь вместе с драматургами «новой волны» внимание к современной пьесе вполне естественно. Драматургия «новой волны» стала для этого поколения тем же, чем пьесы Розова или Володина для режиссеров 60-х. Однако гораздо важнее слова «современной» оказалось для Райхельгауза слово «школа». Замечательно, что его однокурсник Анатолий Васильев (с которым, кстати, работали Альберт Филозов и Алексей Петренко) назвал свой театр похоже — «Школа драматического искусства».

Продемонстрировать свою «школу», самого себя — вот главная задача этого представления. Высокий профессионализм здесь не средство, а цель. Возможности артиста становятся основными элементами сценического действия. Это особенно очевидно в финале, где участники представления на манер Шарлотты из «Вишневого сада» показывают пораженной публике фокусы. Цирковые трюки с сюжетом уж совсем никак не связаны, они просто логическое завершение веселого капустника, в котором каждый волен продемонстрировать все, на что он горазд.

Продолжение...