menu-options

Секрет для маленькой компании.

Школа современной пьесыПрофессор ВГИКа, известный широкой зрительской массе как драматический актер, Альберт Филозов отрабатывал балетные па. Не менее известная Любовь Полищук танцевала на пуантах. Тяжелая трость, на которую с истинно помещичьей вальяжностью опирался Алексей Петренко, как позже выяснилось, не бутафорский атрибут, а следствие растянутых во время репетиций связок. Признанные звезды вкалывали, по выражению режиссера Иосифа Райхельгауза, как студенты.

В московском театре «Школа современной пьесы» скоро — премьера. Сергей Никитин написал оперу на либретто Дмитрия Сухарева по чеховскому «Предложению». Чехов называл его «шуткой в одном действии». И. Райхельгауз называет спектакль «опера-балет со срывами в драму».

— В названия нашего театра «современная пьеса» не означает злободневная,— говорит И. Райхельгауз.— Театр должен отличаться от действительности, как вино от винограда.

В начале этого года приказом Комитета по культуре Моссовета театр «Школа современной пьесы» получил статус государственного муниципального театра. А началось все в 1990 году с пьесы Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине», и с желания режиссера «свести вместе прекрасных актеров и дать им пространство для самореализации». Пространство любезно предоставило издательство «Высшая школа». Так театр обрел дом — уютный «барочный» особняк на Трубной. Это действительно Дом — и живет в нем семья. По пятницам принимают гостей — друзей театра. Поет Елена Камбурова, читают Сергей Юрский, Валерий Золотухин. По субботам и воскресеньям — спектакли. Камерные, где заняты два—четыре актера. И — аншлаги.

Мы, зрители, зачастую идем в театр на любимых артистов. А это действительно театр звезд. Просто перечислю: Любовь Полищук, Людмила Гурченко, Ирина Алферова, Марина Яковлева, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Эммануил Виторган, Алексей Петренко, Александр Филиппенко. Кто-то из них — в постоянной труппе, кто-то приглашен на роль. — Здесь все — ненормальные люди,— доверительно сообщил Иосиф Леонидович,— актеры, которые с вечернего спектакля мчатся на съемку в другой город и с утра — на репетицию, бухгалтер, радующая меня ночным телефонным звонком, что на амортизации костюма удастся сэкономить. А я — врач в этой больнице. Ненормальные нормальные люди.

Этот театр, как и все другие, начинается с вешалки. Попав на спектакль, не удивляйтесь тому, что в гардеробе вас «обслуживает» режиссер. Недавно приехавший в Москву Владимир Войнович, правда, предположил, что И. Райхельгауз из режиссера «Современника» переквалифицировался в гардеробщики. А художник театра Борис Лысиков (сделавший, кстати, уникальные и очень сложные декорации к будущей премьере) удостоился однажды от зрителя чаевых.

— Театральное искусство эфемерно. Зарождается — и быстро умирает. Станиславский мечтал о театре, где вдохновение приходит ко времени, обозначенному на афише. Творческий акт — дело интимное. Зарождение этой атмосферы, этого климата нужно создать. Дома и стены помогают. Да еще такие стены: зал театра принадлежал зимнему московскому «Эрмитажу», и пел здесь Шаляпин, справлял свадьбу Чайковский, собиралось в Татьянин день московское студенчество, а Чехов подписывал с Сувориным контракты на издание своих сочинений.

Итак, на днях в театре премьера «А чей-то ты во фраке?». Спектакль по Чехову. По всему судя, очень смешной и легкий. «Игра» драматических артистов в оперу и балет. Вроде бы даже пародия. Правда, за этим — год занятий оперным вокалом (хормейстер и музыкальный руководитель Геннадий Ту лис) и балетом — с руководителем класса училища Большого театра Еленой Ключаревой. У Любови Полищук с детства была мечта: встать на пуанты.

— И вот — встала. А еще — очень люблю Чехова. Потрясающее либретто: ни одного «нечеховского» слова. И — пытаюсь овладеть оперным пением. Раньше пела, как все драматические актеры поют. Или за столом — народные песни. Что-то получается. Просто работа. Интересная работа. Долго не было исполнителя на роль «отца» — Степана Степаныча Чубукова. Привел его «жених» — Иван Васильевич Ломов. Он же Альберт Филозов. В свое время для спектакля Анатолия Васильева они с Алексеем Петренко два года учились играть в серсо. Недавно театр был на гастролях в Израиле. За 35 дней показали около сорока спектаклей.

Театр «Габима» пригласил Иосифа Райхельгауза поставить спектакль «Пришел мужчина к женщине». Есть договоренность с Марленом Хуциевым, Петром Фоменко и Борисом Морозовым о постановке в ближайшее время новых спектаклей. Репетируется пьеса Николая Климонтовича «Без зеркал». Валентин Гафт обдумывает моноспектакль «Басни Крылова» и уже приступил к работе: ищет книжку басен. Готовится к постановке новая пьеса С. Злотникова. Представляете афишу, суббота — «Пришел мужчина к женщине». Воскресенье — «Уходил старик от старухи» (так называется новая пьеса). Конечно, шутка, словесная игра. Кураж...

Ирина ТИМОФЕЕВА.