menu-options

Чес попутал

Чес попуталНа сцене "Под крышей" Театра имени Моссовета Виктор Шамиров поставил "Упражнения в прекрасном" — спектакль о том, как артисты ездят на гастроли по провинции, а на самом деле мечтают о высоком. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Спектакль "Упражнение в прекрасном", во всяком случае большую его часть, можно с легкостью рекомендовать всем, кто ходит в театр посмеяться. А уж тем, кто любит передачу "Театр+TV" и анекдоты из театральной жизни за кулисами,— прямая дорога "Под крышу". Дело, правда, происходит не только за кулисами театра, но еще и в купе поезда, в гостиничном фойе, в ресторане, в зале ожидания аэропорта — словом, везде, где приходится бывать гастролерам. Четверо московских артистов и молодой администратор отправляются в турне по нескольким поволжским городам, в каждом из которых им предстоит сыграть некий антрепризный спектакль.

Схема предприятия типичная: всего четыре артиста, одним из которых непременно должна быть знаменитость, чтобы провинциалы раскупали билеты. Остальные могут быть кем угодно, даже студентами: "Упражнения в прекрасном" начинаются с того, что в купе, где едут актеры, оказывается незнакомка. Актриса, которая была занята в спектакле, заболела, и вместо нее на гастроли отправили студентку театрального института. Играть ей предстоит уже завтра, без репетиций. Все, что следует потом,— череда сценок, похожих на эстрадные миниатюры и разыгранных с минимумом реквизита. Звезду, который обеспечивает кассу и потому ощущает себя хозяином положения, играет Гоша Куценко (видимо, для того, чтобы актера не путали с его героем, придуман пышный парик), а его партнеров по сцене, веселого пьяницу и неудачника-интеллектуала,— Константин Юшкевич и Виктор Шамиров, поставивший спектакль. Любой, кто так или иначе сталкивался с отечественной гастрольной практикой, подтвердит, что спектакль точно срисован с жизни.

Телефонные разговоры, разборы "полетов" после спектакля, обсуждение зрителей, застолья с местными поклонниками, разборки с продюсером, гостиничный флирт с новенькой исполнительницей, актерские истерики и выплеснутые друг на друга старые обиды, утренние похмельные сборы в дорогу после "вчерашнего" — все это сделано не без остроумия, с бесспорным знанием жизненного материала, но на скорую руку. Не поймешь: не то спектакль заодно еще и пародирует эстетику выездного спектакля, не то таковым и является, потому что привычку из актеров уже не вытравить. Авторами "Упражнений в прекрасном" значатся два человека — Владимир Дэрхо и Енц Крузе. Поскольку про обоих господ никто до сих пор и слыхом не слыхивал, есть все основания предполагать, что либо авторство пьесы принадлежит самому режиссеру, либо "Упражнения в прекрасном" являются плодом коллективного сочинения.

Собственно, на это указывает и странность композиции спектакля. Уже в первой части понятно, что не просто так все это показывают, что держат авторы за пазухой какой-то сюрприз — не зря же они зачитывают по книжечке цитаты из великих деятелей театра, да и скрытая за занавесом декорация в виде рисованной перспективы какого-то старинного дворца сделана наверняка не по ошибке. На ее фоне в финале спектакля четверка, нарядившись в пышные исторические костюмы, играет фрагмент драмы, написанной старомодным и выспренним языком. Видимо, чтобы убедить нас, что в каждом актере, даже в разменявшем себя на гастрольный чес, живет мечта о красивом старом театре, что нельзя судить о людях сцены по их будничной работе и их гастрольным повадкам. Однако переход из одного спектакля в другой не дается — текст не воспринимается, актеры фальшивят. Если это и есть то представление, с которым квартет шабашит по городам и весям, то продюсер разорится после первой же поездки — ни в Саратове, ни в Тольятти народ на такое не пойдет. Даже с именем Гоши Куценко на афише.


Газета "Коммерсантъ"