menu-options

Три девушки в саванах

МХАТ выпустил спектакль о том, что и призраки любить умеют

Среди сотен выпускаемых в свет спектаклей есть много плохих, есть и хорошие, но лишь немногие дают ответ на короткий и простой вопрос, ради чего театр поставил именно эту пьесу. "Гримерную" Кунио Симидзу во МХАТе имени Чехова ставила Елена Невежина. Симидзу - знаменитый в Японии автор, но у нас его почти не знают. Иное дело Невежина - ее имя театральным людям знакомо.

Много лет назад Невежина, совсем еще молодой режиссер, выпустила в "Сатириконе" "Жака и его господина" Кундеры - и прогремела на всю Москву. А потом произошло то, что случается очень часто: за "Жаком" был "Контрабас", за ним "100 иен за улыбку", затем "Преступление и наказание", "Бег", и все премьеры проходили хорошо и ровно. Но ничего, равного "Жаку", Невежина так и не сделала, и те, кто любил этот спектакль, ждут - может быть, она снова поставит что-то выделяющееся из общемосковского ряда?

Что там ни говори, а пьеса Кунио Симидзу необычна: на сцене четыре женщины, все имеют отношение к театру, и три из них призраки. Души театральных суфлерш не могут найти покоя: при жизни дамы мечтали стать актрисами и теперь по-прежнему приходят в гримерку. Хозяйка отправляется на сцену, а они роются в ее вещах, сплетничают, пытаются играть, ссорятся и болтают.

Японский автор в очередной раз написал о том, что театр - счастье и несчастье, галера, намертво приковывающая к себе людей. В очередной - потому что до него об этом говорили многие. И многие будут говорить после: когда драматургу нечего сказать, он пишет о театре. Это вечно живая тема, и Елена Невежина не стала привносить в нее собственные смыслы - ее спектакль рассказывает о том, что жить театром крайне мучительно, но настоящей жизни без него нет. Мысль не бог весть какая свежая, да и особой глубины в ней нет, но этого здесь, наверное, и не требуется. На сцене четыре актрисы, и для каждой из них "Гримерная" может обернуться бенефисом.

В ней заняты опытная Галина Киндинова и многообещающая Янина Колесниченко, совсем еще молодая Юлия Шарикова и Марина Зудина, набирающая мастерства с каждым новым спектаклем. Это сильные исполнительницы - и уж здесь-то они могли бы поиграть... Но впечатление остается странное: актрисам очень долго не удается нащупать верный тон.

В наименьшей степени это относится к Зудиной. Она уверенно и ровно играет затурканную театром премьершу, перед выходом на сцену впопыхах поправляющую чулок, закапывающую в глаза "визин" и деловито прочищающую нос - идет производственный процесс, терзающим призраков страстям в нем места нет.

А вот с неприкаянными душами все обстоит хуже: Елена Невежина решила, что здесь уместен фарс, и Галина Киндинова с Яниной Колесниченко играют ярко, жирно - почти на грани фола. Призраки кривляются, передразнивая друг друга, и смотреть на них временами неловко. Все разрешается в финале - последняя сцена, когда три дамы (к ним присоединилась и ненароком прибитая разгневанной актрисой героиня Юлии Шариковой) пытаются сыграть сцену из "Трех сестер", искупает многое. Это и в самом деле смешно: они сидят, сложив руки и вытаращив глаза, и слушают марш - полк уходит из города. А потом, так и не сумев сыграть Ольгу, Машу и Ирину, призраки вновь начинают ссориться: и все катится по следующему кругу.

Театр актрис не выпускает, они будут приходить в гримерную до скончания времен... Сугубо театральная публика, заполнившая маленький зал новой сцены МХАТа на премьере, смеется - что ж, спектакль и в самом деле очень мил. Но никуда не денешься и от ощущения его цеховой специфики: театроведы и актеры понимают, что призраки цитируют Чехова, и с полуслова схватывают говорящие о театральных делах шутки. Дай бог, чтобы это удалось и обычным, непремьерным зрителям.

 В мхатовском репертуаре появился красивый, изящный, ловко сделанный спектакль (художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов и художник по костюмам Светлана Калинина поработали на славу). Но понять, чего ради режиссер и театр взялись за эту пьесу, мне, честно говоря, не удалось - как авторское режиссерское высказывание "Гримерная" слабовата.


Известия, 17 июня 2003 года
Алексей Филиппов
Источник: http://izvestia.ru/news/277834