menu-options

Стахановец с контрабасом

Константин Райкин отметил юбилей

Вчера вечером в Российском государственном театре "Сатирикон" имени Аркадия Райкина прошла премьера моноспектакля Константина Райкина "Контрабас" Но первое публичное представление состоялось в субботу, когда актер и художественный руководитель театра отмечал свое 50-летие. Поздравить Райкина пришли Владимир Путин и Юрий Лужков, не говоря уже о политиках рангом пониже и сливках театральной общественности. Вручая Райкину орден "За заслуги перед Отечеством", президент назвал актера стахановцем.

Моноспектакль считается едва ли ни самым рискованным театральным жанром. Поэтому играются они обычно коротко и в камерных пространствах. Можно было предположить, что Райкин решил использовать заведомо благосклонную атмосферу юбилея, чтобы довести жанровый риск до предела. Поставленный Еленой Невежиной "Контрабас" идет на большой сцене и длится без малого два часа. Когда читаешь написанный Патриком Зюскиндом монолог, с трудом представляешь себе, что это можно впрямую сыграть на сцене, не прибегая к постановочным ухищрениям.

Но их нет. На сцене только артист, заглавный инструмент и ящики из-под пива. Райкин играет сочинение Зюскинда именно как сценический монолог, не стесняясь обращаться к зрителям почти напрямую. Его персонаж, постепенно спивающийся контрабасист-неудачник, солист государственного оркестра, задвинутый со своим громоздким инструментом в самый дальний угол оркестровой ямы, измучен всевозможными комплексами. Контрабас становится для неуспешного музыканта как объектом вожделения, так и соперником. Инструмент оказывается и сутью жизни, и ее проклятием, и чуть ли ни центром мироздания. Любого композитора герой оценивает по роли контрабаса в его творениях. Каждое произведение он поверяет партией, отведенной своему мучителю. Сам персонаж Райкина при этом безнадежно влюблен в одну певицу и мечтает привлечь к себе ее внимание, сорвав важный правительственный спектакль и лишившись места.

Легко представить себе персонажа Зюскинда как "человека из подполья", а сценическое действие - очередной, расхожей иллюстрацией к Фрейду. Райкин с Невежиной справедливо решили, что не стоит сгущать краски. Актер награждает контрабасиста небольшим круглым животиком и легким еврейским акцентом. Он часто выходит на авансцену, налаживая непосредственный контакт с залом. Это облегчает рассказ, позволяя актеру, ничуть не жертвуя подробностями психологического портрета, расцветить монолог откровенно эстрадными приемами. Даже не видевшим пока спектакля, несложно представить себе, что у Райкина это хорошо получается. Другое дело, что мало у кого еще получился бы такой синтез драматической игры и эстрадной подачи драмы.

Местами в этом неожиданном сценическом рисунке вдруг проступают черты незабываемой манеры Аркадия Райкина. Округлить глаза, шумно втянуть воздух, чуть наклонить голову и замереть на секунду, наслаждаясь произведенным эффектом,- это не подражание и не штамп, но, очевидно, родовой лицедейский секрет. Для Константина Райкина, последние годы строящего актерскую карьеру на серьезном драматургическом материале, такой подход к роли означает не стремление к облегченности, но желание легко, "вкусно" и виртуозно сыграть на большом инструменте, настроенном на сложные задачи. Можно сказать, что актер-юбиляр делает то, что так никогда и не удастся сделать его несчастному, смешному персонажу. Присущий Райкину мощный драйв он распространяет на все действие. И помешать ему некому - он на сцене один.

На юбилейном вечере Константина Райкина было много всего интересного. Живой и неформальный президент с орденом. Загорелый московский мэр, перед началом запросто общавшийся на ступеньках театра с окрестными старушками - на предмет повышения квартплаты и шумов третьего транспортного кольца. Еще не разъехавшийся на каникулы театральный бомонд, остро приправленный избранными политиками и разнообразными звездами - от Хакамады до Киркорова, от Бунича до Брегвадзе. Еще был симпатичный капустник, устроенный силами легкой на шоу-жанр сатириконовской труппы. Потом фуршет для всех, на котором разнообразные знаменитости продолжали славить и лобызать юбиляра. Словом, было много такого, что можно было бы наутро вспомнить и пересказать знакомым. А сегодня спросят, где был, так скажешь - на "Контрабасе". Наверное, Райкин так и замышлял свой юбилей, который сам он, в ответ на вручение Путиным ордена, назвал всего лишь легким недоразумением посреди своей непрерывно-азартной театральной работы.

 

Коммерсант, 11 июля 2000 года
Роман Должанский
Источник: http://kommersant.ru/doc/152725