Слишком смешная комедия
"Слишком женатый таксист" в "Сатире"
В Театре сатиры Александр Ширвиндт поставил комедию современного английского драматурга Рэя Куни "Слишком женатый таксист". На премьере МАРИНА ШИМАДИНА впервые увидела столь бурно хохочущий зал.
Популярный английский драматург Рэй Куни – универсальная палочка-выручалочка для любого театра. В свое время этот удачливый джентльмен помог поправить дела чеховскому МХАТу. На спектакль "№13", поставленный по пьесе англичанина Владимиром Машковым, презрительно фыркала критика, зато публика ломилась. Забавная история о похождениях трупа в исполнении популярных артистов до сих пор пользуется успехом у зрителей бывшего общедоступного театра, и билетов на этот спектакль, говорят, не достать.
Подобный хит явно не помешал бы и "Сатире", которую художественный руководитель театра Александр Ширвиндт все никак не может вывести из стоячего болота, безуспешно пытаясь привить своей труппе то серьезную драматургию, то жанр мюзикла и мечтая о возобновлении старых добрых спектаклей-обозрений. В конце сезона, который для театра, как обычно, прошел тихо и спокойно (если не считать появления под ее крышей стайки молодежи со спектаклем "Яблочный вор", поставленным Ольгой Субботиной по пьесе Ксении Драгунской), господин Ширвиндт решил порадовать своего уже немногочисленного зрителя тем, чем когда-то была сильна "Сатира",– настоящей комедией.
В пьесе Рэя Куни "Слишком женатый таксист" есть все, чтобы понравиться публике: пикантный сюжет, комические ситуации, смешные диалоги и никакой, упаси боже, психологии. Обычный английский таксист Джон Смит женат сразу на двух женщинах и живет на два дома. Естественно, однажды жесткий супружеский график дает сбой, и бедному двоеженцу приходится крутиться как белка в колесе, чтобы скрыть свое преступление от обеих женщин и вдобавок от двух полицейских инспекторов, внезапно заинтересовавшихся его скромной личностью. Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро врет, все больше запутываясь в собственной лжи и вовлекая в эту свистопляску все новых героев. В общем, типичная комедия положений, какой забавляли публику во все века.
В спектакле Александра Ширвиндта эти и без того негрустные сюжетные перипетии щедро умащены комизмом исполнительским. Сам Джон Смит в исполнении нынешнего премьера "Сатиры" Юрия Васильева получился довольно серенькой личностью – не сексуальным гигантом, а забитым подкаблучником. Зато обе миссис Смит (в исполнении Алены Яковлевой и Елены Подкаминской) вышли весьма колоритными особами. Одна – решительная селф-мэйд-вумен, увлекающаяся восточными единоборствами и дрессировкой мужа, соседа и рыбок в аквариуме. Другая – игривая нимфетка, щеголяющая весь спектакль в нижнем белье и норовящая затащить супруга в койку. Манера игры та самая, которую вы можете наблюдать в любом среднестатистическом театре,– безыскусный наигрыш. Шутки героев тоже никак не назовешь тонким английским юмором. Впрочем, это все и не нужно. Ведь зрители все равно смеются, и чем грубее играют, тем больше смеются. И даже вконец устав хохотать, автоматически похихикивают на протяжении всего слишком затянутого финала.
Так что миссию Рэя Куни и Александра Ширвиндта можно считать выполненной: им удалось заполнить публикой большой зал "Сатиры". Хотя бы на один вечер.
Коммерсант, 21 июня 2003 года
Источник: http://kommersant.ru/doc/390523