menu-options

Проделки женолюба

В Театре имени Моссовета изучили разные версии похождений Дон Жуана

В конце спектакля зрители и актеры видят финал оперы Моцарта «Дон Жуан».

В Театре имени Моссовета развернулась кампания в поддержку молодых режиссеров. Весной Сцену под крышей предоставили Сергею Аронину, поставившему «Циников» Анатолия Мариенгофа, осенью ожидается премьера спектакля «Ночные дороги» по Гайто Газданову в версии Алексея Кузьмина-Тарасова, а также режиссерский дебют выпускника Леонида Хейфица – Александра Суворова. А в июле состоялись предпремьерные показы проекта Андрея Шляпина, недавнего выпускника Мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Спектаклем «Дон Жуан. Версии» Андрей Шляпин дебютирует на московской сцене.

На сцене никакой бутафории, разве что свисающие с потолка фонари. Действие удачно вписано в интерьер Сцены под крышей. Яркими карнавальными красками внедряются в глубоко-серое пространство костюмы персонажей. Художник Александра Дашевская то иронически маркирует XIV век (эпоху, в которой жил прототип Дон Жуана, образ которого столь усердно эксплуатировался мировой литературой), то выводит действие из временного контекста. Кроме того, на подмостках периодически появляются неожиданные бутафорские персонажи – то за веселящейся толпой бегает ведомый кукловодом тряпичный торро (фигурка быка), то сшитый из кусочков труп Донны Инезы распарывают на части и прячут в чемодан, а статуя Командора обозначена громадными, выше человеческого роста, ступнями, уходящими под балкон («Каким он здесь представлен исполином!»).

Увлекательный визуальный ряд дополнен разнообразием театральных приемов, жанров и мистификаций. Вот Лаура (Вильма Кутавичуте) поет сногсшибательную блюзовую композицию, а когда певица отвлекается от микрофона, голос ее продолжает звучать. Шарлотта ведет свой диалог с Пьеро, сидя у него на плечах в костюме девочки на шаре и зажигая фонари под потолком. Когда же Дон Жуан низвергает Пьеро, она остается беспомощно висеть на фонаре.

В действие вклинивается то стрекот велосипедных спиц, то переносимый туда-сюда экран на штативе (его таскают ради мгновенной проекции на него единичного титра), то длинная страстная речь на испанском языке, совершенно постороннего персонажа, то струнный ансамбль, исполняющий Моцарта...

Но самое неожиданное то, что на сцене действуют сразу несколько Дон Жуанов: молодой и рьяный Дон Гуан 22 лет (Антон Аносов), устало-циничный 28-летний Дон Жуан (Рустам Ахмадеев, выпускник Мастерской Олега Кудряшова) и раскаявшийся Don Jouan, которому за 40 (непривычно трепетно сыгранная роль известным киноактером Виталием Кищенко).

Пусть не ищет зритель логических или сюжетных связей между мизансценами – задумкой режиссера была не история, но ревю из фрагментов жизни привыкшего к безнаказанности женолюба. Режиссер копит доказательства, с тем чтобы в финале разоблачить его мнимую свободу и любвеобильность и призвать зрителя заглянуть в себя в поисках аналогичного порока.

Однако селекция сцен и текстов из произведений Пушкина, Бальмонта, Гофмана, Мольера и Да Понте стала основной проблемой спектакля.

Все первое действие, посвященное забавам героя, вовсе не вызывает желания его заклеймить. Дон Гуан трогательно, по-мальчишески наивен в своих порывах, предельно убедителен в своих демократических взглядах на отсутствие приоритетных прав в вопросах любви. Поэтому во второй части, где звучит монолог отца Дон Жуана, Дон Луиса (филигранная работа Анатолия Адоскина), бросающего в зрительный зал обвинения, не очень понимаешь, при чем тут Дон Жуан?

В финале по центру снова установят экран, а перед ним посадят всех троих ответчиков, погаснет свет, а на экране появятся черно-белые дрожащие кадры фильма пятидесятилетней давности и зазвучит, как из преисподней, моцартовский финал встречи Дон Жуана с Командором в исполнении знаменитых оперных певцов Тадео и Бакье. Однако зритель так и не находит в себе обвинительного пафоса, который мог бы быть обращен на всех трех подсудимых Донов.


«НИ» за 31 Июля 2012 г.  
СВЕТЛАНА ПОЛЯКОВА
Источник: http://www.newizv.ru/culture/2012-07-31/167296-prodelki-zhenoljuba.html