menu-options

Святая душа будет обманута

Для своего юбилейного спектакля Татьяна Доронина выбрала пьесу Максима Горького "Васса Железнова» и сыграла в ней главную роль. 

И это, безусловно, логично. МХАТ, как известно, был первооткрывателем драматургии Горького и первым давал сценическое толкование его пьесам. Что же касается образа Вассы, то критики всегда говорят о его шекспировской мощи, роль Вассы становилась этапной в творчестве многих замечательных русских актрис, в числе которых были и поистине великие имена, такие как Вера Пашенная или Фаина Раневская.

Но несомненно и то, что в наше время Горький — не самый популярный автор. Поэтому выбор его пьесы для своего бенефиса — это поступок. "Здесь нужна творческая смелость, вера в свои силы и в силу своей команды. Нужно то качество характера, которое всегда было присуще Татьяне Дорониной, — мужество плыть против течения, которое, в частности, проявилось и в том, что она создала этот театр. Характер жесткий и бескомпромиссный — он необходим, чтобы удержать в руках большое дело, — и вместе с тем по-своему добрый, незащищенный. Пожалуй, именно это роднит актрису и ее героиню. Воспользуюсь возможностью, чтобы напомнить: именно доброта определила позицию Татьяны Васильевны во время раскола театра [она защитила тех талантливых актеров, которых собирались выбросить на улицу) и заставила ее взвалить на свои плечи руководство горьковским МХАТом. Может быть, поэтому она не только очень точно выбрала роль, но и сумела в полной мере передать ту самую, шекспировскую, мощь образа Вассы.

Доронина играет женщину, у которой чувства не затмевают разум.

Ужас обрушившейся на семью беды не мешает ей просчитывать ход событий. Большая, одетая в темное, она мечется по сцене: преступника-мужа ждет каторга и мучительная смерть, погибнет депо, погибнет семья. В следующей сцене она сочувственна, но непреклонна: он должен принять яд. Так обычно уговаривают капризного больного выпить лекарство. В сознании своей правоты и ответственности перед делом и перед семьей она стоит незыблемо, как скала.

Васса Железнова в постановке Б. Щедрина и сценографии В. Серебровского - спектакль классический, традиционный, в духе старого МХАТа, в русле системы Станиславского. Как раз то, что раздражает известную часть столичной критики, среди которой считается хорошим тоном пренебрежительное отношение к «женскому МХАТу. Но зместе с тем это психологическая семейная трагедия, где социальные мотивы уходят на второй план и прочитываются лишь при желании. В этом современность постановки.

Ведь деидеологизация классики — веяние времени. Революционерка Рашель (эту роль очень точно исполняет Л. Матвеева) — невестка Вассы и ее противоположность. То есть человек не столько долга и дела, сколько позы и фразы. Если Васса Дорониной, раздираемая внутренними страстями и псотиворечиями, знает, чего она добивается, то Рашель Матасовой — отнюдь... Со­циальные мотивы, если мы все же хотим их увидеть, прорисовываются следующим образом: Васса, как ни крути, но представитель (пусть и не худший) отживающего «темного царства». Свой талант, ум. энергию она отдает делу, которое умрет вместе с ней. Но кто же представитель светлого будущего, которое грядет на смену? Истеричная революционерка Рашель, человек без корней, без привязанностей, словно сошедшая со страниц «Бесов» Достоевского?

Нет, правда и истина известно где — в любви. Ее воплощение — младшая дочка Вассы, Людмила (ее играет О. Соломяная — недавняя выпускница Щепкинского училища). Только она и любит по-настоящему мать. Святая душа, которая всем верит и которую, конечно же, обманет жестокая, злая жизнь.

 

Автор : Татьяна Семашко
Источник : Парламентская газета, 27 января 2004г.
Источник: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=16&