menu-options

Во имя чести и любви

Во МХАТе им. М. Горького снова премьера. Это уже третий яркий, всколыхнувший московскую публику новый спектакль, которым ознаменовал театр текущий театральный сезон — "Зыковы" М. Горького, "Ее друзья" В. Розова и, наконец, "Дама-невидимка" П. Кальдерона.

Почему в это гнилое и пошлое время, когда мы всерьез уже задумываемся, выживет ли Россия, театр, на знаменах которого со дня основания написаны слова о неразрывности его творческой жизни с общественными интересами, почему он вдруг выступает с постановкой пьесы более чем трехсотлетней давности о жизни испанских грандов?

Ответ очевиден: в пору унижения и потери нравственных ориентиров, в пору моральной деградации и культа животных страстей театр напомнил обществу о том, что достоинство и честь человека — понятия святые, что без уважения к личности нет счастья на земле, что любовь, не защищенная достоинством и честью, может погибнуть. Спектакль настоятельно ставит вопрос: почему мы забыли об этом? Почему покорно взираем, как растлевают нашу молодежь и унижают человеческое достоинство? Почему мы допускаем публичное попрание чести и любви?

Когда К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, они во главу угла поставили: во-первых, стремление к тому, чтобы небогатые люди, в особенности интеллигенция, могли посещать театр; во-вторых, задача художественная — она заключается в попытке внести в русское сценическое искусство новую струю, стремление вывести его из рамок рутины и шаблона; в-третьих, дать возможность развиваться молодым талантам.

Вот в этом ключе и попытаемся посмотреть на нынешнюю премьеру МХАТа им. М. Горького. Нет сегодня другого театра в России, где бы так внимательно относились к запросам истинно интеллигентных людей — врачей и учителей, инженеров и библиотекарей, ученых, сброшенных в бездну нищеты и унижения. В театре, художественное руководство которым осуществляет народная артистка СССР Т. В. Доронина, этим людям всегда рады.

"Дама-невидимка" — спектакль молодых. Здесь интересен дебют Татьяны Шитовой, недавней выпускницы Щепкинского училища, а сегодня проявившей на сцене МХАТа им. М. Горького самоотверженность трудолюбия и страстность в постижении сложнейшего характера своей героини. Ее энергия и темперамент гармонично вписываются в рисунок всего спектакля, где господствует романтика. С тонким юмором играет Виталий Зикора Дон Хуана, страдает в тисках ревности милый обаятельный Дон Луис в исполнении Антона Королькова и противостоит ему возвышенный и благородный Дон Мануэль в рисунке, созданном Андреем Чубченко. Косме, слуга Дона Мануэля — новая великолепная работа Сергея Габриэляна, артиста острохарактерного, темпераментного, неизменно покоряющего зрителя своим обаянием. Особой удачей в этом спектакле стала роль Исабель. Ее создает Юлия Зыкова, актриса выразительной характерности, на счету которой заметные работы в ведущих спектаклях МХАТа: Юлинька в "Доходном месте" Островского, мещанка Целованьева в "Зыковых" Горького. Здесь, в таинственных похождениях "Дамы-невидимки" Юлия Зыкова открылась еще одной гранью своего дарования — лиричная, легкая, словно бабочка, шалунья, она и обворожительная соблазнительница, и верная подружка своей отчаянной Доньи — стала украшением спектакля, привнося в зрительный зал настроение светлой радости и веселья.

Художественный руководитель театра, режиссер спектакля "Дама-невидимка" Т. В. Доронина поставила перед молодыми артистами сложнейшую художественную задачу - постичь таинства труднейшего жанра классической комедии, высечь искры радости, добра, человеческого тепла в сердцах зрителей, замороженных современной российской действительностью — не есть ли это значительнейшая нравственная победа?

Когда находишься в притихшем зале во власти сказочной музыки (она написана специально к этому спектаклю композитором Валерием Соколовым), когда на ваших глазах рождается чудо красоты, воплощенной в декорациях Владимира Серебровского и костюмах, созданных Викторией Севрюковой, невольно ощущаешь себя красивым и гордым человеком.

О режиссерском почерке Татьяны Дорониной еще не сказано верного и весомого слова. За десять лет напряженной работы по укреплению основ Московского Художественного театра она создала двенадцать спектаклей широчайшего режиссерского диапазона от А. Островского и М. Булгакова до "Дамы-невидимки" Кальдерона. И в каждом из этих спектаклей господствуют гармония и красота как основа нравственной самодостаточности человеческой личности. В пору, когда Россия разорвана на куски, когда душу ее заливает мрак уныния, МХАТ им. М. Горького открывает путь солнцу, всепобеждающей силе весны, красоты, радости. Не в этом ли и есть назначение искусства?

 

Источник : Е. Харламова, Правда Москвы №65, 1997 г.
Источник: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=195&