menu-options

Событие неординарное

В МХАТе имени М.Горького состоялась премьера спектакля «Халам-Бунду» по пьесе известного писателя Юрия Полякова. Для театра, репертуар которого составляет русская и советская классика, современный, остросоциальный спектакль в жанре гротеска - событие неординарное.

Понятно, что оно могло произойти только при том условии, что и сама пьеса заслуживает особого внимания. И в самом деле, ничего подобного в нынешних московских театрах мне лично видеть не доводилось.

О времени, в котором мы живем, в сегодняшней литературе, театре и кино принято говорить либо в трагедийном, либо в саркастическом ключе. В каком-то смысле это всего лишь защитная реакция, позволяющая авторам спрятаться за трагедийным пафосом и саркастической усмешкой - слишком болезненны проблемы, с которыми сталкивается человек на сломе эпох. Конфликт поколений, в котором, по сути, нет ничего нового, в такие периоды приобретает глубину противостояния, и кажется, нет из него выхода. Нет точки соприкосновения, способной примирить близких людей - представителей не только разных возрастных групп, но и враждующих социальных слоев современного общества. Но такой подход не дает ответа на главный вопрос: где та соломинка, которая спасет нас от деградации и одиночества?

Юрий Поляков в поисках ответа на этот вопрос идет по проверенному временем пути. Он замыкает своих героев в стенах одной квартиры, как когда-то библейский Ной, чтобы спасти соплеменников от потопа, собрал их на своем ковчеге. Ноем двигала любовь, она-то и спасла людей от погибели. Так и в пьесе Полякова: любовь - главное действующее лицо, та самая соломинка, которая удерживает людей на краю пропасти. Не случайно второе название пьесы «Заложники любви».

Но как дать эту подсказку, которая вроде бы и лежит на поверхности, и говорим мы о ней много и охотно, но вот воспользоваться не умеем, не знаем как или боимся, чтобы не сбиться на излишний пафос, на дурновкусие? Для Юрия Полякова выход из столь деликатной ситуации очевиден - спасительная сила юмора, основополагающая для стилистики всего творчества писателя ирония, переходящая в гротеск. Добрая усмешка над собой и всем происходящим вокруг, позволяющая несколько отстраниться и взглянуть на сегодняшний день со стороны. А значит, лучше понять и сами проблемы, и выход из них.

Символично, что ключевая фигура пьесы - профессор Куропатов. На протяжении всего спектакля он сидит, прикованный «новыми русскими», на стремянке и свысока наблюдает за событиями, происходящими в его доме. Он, специалист по сравнительной мифологии, получает редкую возможность увидеть, как мифы - основа идеологии любого человеческого сообщества - получают жизнь в его собственной семье. И как их незнание осложняет взаимоотношения между членами этой отдельно взятой ячейки общества, а значит, и всего общества, лишает их нравственных ориентиров, основ взаимопонимания. В конце пьесы профессор выполняет свою миссионерскую роль - находит выход из, казалось бы, тупиковой ситуации, в которую попадают его внучка и ее возлюбленный, одержимый всеми страстями «новорусского» поколения. И выход этот опять в любви - и к своим близким, и к людям вообще, в терпимости и любознательности, которые делают ученого гражданином мира.

И все это весело, динамично, остроумно - зал смеется и размышляет, но не чувствует себя пассажиром на гибнущем корабле. И не мучается комплексом неполноценности плохого ученика перед строгим взором учителей - драматурга и режиссера. Такая наука постижения жизни самая действенная, такое искусство созидает, а не разрушает личность.

Пьесу «Халам-Бунду» Юрий Поляков написал три года назад, и сразу же режиссер С. Кутасов поставил по ней антрепризный спектакль с Сергеем Никоненко и Дмитрием Харатьяном в главных ролях. Спектакль шел с аншлагами, но... не долго. Графики киносъемок исполнителей главных ролей хронически не совпадали, и от антрепризного варианта пришлось отказаться.

Тот же режиссер С.Кутасов поставил пьесу в гостеприимно принявшем ее МХАТе имени М. Горького. В несколько другой, более традиционной сценической интерпретации, что не всегда идет на пользу спектаклю - реалистический гротеск только бы выиграл в более модернистском антураже. Но и этот спектакль уже нашел своего зрителя.

Премьера «Халам-Бунду» состоялась под занавес театрального сезона не случайно: за оставшееся время спектакль успеет принять более четкие очертания, наберет силу, а за время летнего перерыва слух о нем разойдется среди театралов, что куда эффективней любой рекламы. Уже сейчас Юрий Поляков получил предложения поставить пьесу в нескольких областных театрах России и на Украине. Судьбой своего детища писатель доволен.
 

 

Автор : Ольга Лобанова
Источник : Гудок, 9 июня 2004г.
Источник: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=239&