menu-options

Гимн любви и преданности

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…» В этом вновь смогли убедиться те, кому посчастливилось побывать на последней — под занавес сезона — премьере МХАТ им. М.Горького. История о роковой любви и гибели наследников двух знатных веронских семейств, издавна связанных кровной враждой, — теперь не слишком частый гость на подмостках московских сцен. Однако театр под руководством Татьяны Дорониной не мог не обратиться к знаменитой трагедии Шекспира, поскольку, по мнению самой народной артистки СССР, любовь практически изгнана из сегодняшней жизни, а ведь именно она спасительна для нашего времени и лишённого духовности общества. Постановка «Ромео и Джульетты», призванная стать гимном всепоглощающей и очищающей любви и преданности, на удивление точно совпала с главной задачей МХАТ им. М. Горького — проповедовать высоту и глубину человеческих отношений.

РЕЖИССЁР СПЕКТАКЛЯ, народный артист России Валерий Белякович, доказал, что шекспировские страсти отнюдь не утратили своей актуальности в XXI веке: ведь юношеский максимализм («всё или ничего»), свойственные молодости сиюминутные порывы, не имеющие ничего общего с расчётом или дальновидностью, полное отрицание авторитетов и нежелание прислушаться к мудрым советам старших, наивный романтизм — все эти характеристики относятся не только к задиристым и ершистым представителям кланов Монтекки и Капулетти из далёкой эпохи Средневековья, но и к современному компьютеризированному поколению, озабоченному поиском престижной работы и зарабатыванием денег.

Хочется верить, что драматичные, подчас трагические и бессмысленные конфликты, разгорающиеся на глазах у зрителей в домах и на улицах Вероны, возможно, заставят нынешнюю молодёжь хотя бы на миг задуматься о том, что есть в жизни истинно важное, не теряющее свою ценность даже в эпоху мирового финансово-экономического кризиса. Это, конечно же, любовь. И пусть она в итоге приводит к гибели Ромео и Джульетты, но именно чистое и глубокое чувство, по воле рока связавшее до гроба самых юных представителей враждующих семейств, в итоге положит конец многолетней вендетте Монтекки и Капулетти, истоков которой никто уже и не помнит.

Премьера «Ромео и Джульетты» на сцене МХАТ, безусловно, — яркое событие в жизни театра. И в этом большая заслуга как Валерия Беляковича, так и актёров. Игра молодых мхатовцев (именно они в подавляющем большинстве задействованы в постановке) поражает мощной экспрессией, энергетикой, невольно заряжающей и зрительный зал. Несмотря на трагический сюжет, спектакль наполнен движением и юношеским задором, масштабными народными сценами, музыкой, танцами и даже акробатическими номерами. Кстати, в «Ромео и Джульетте», что отнюдь не характерно для постановок театра Татьяны Дорониной, практически нет декораций. Но это не вызывает отторжения, поскольку обилие персонажей, одновременно находящихся на сцене, и высокий темп развития действия не нуждаются в дополнительных инсталляциях.

Очень гармонична в роли Джульетты Елена Коробейникова, создавшая образ лиричной и нежной девушки, которой под стать трогательный и наивно-доверчивый романтик Ромео (Андрей Кравчук). Среди наиболее запоминающихся персонажей — язвительный забияка Меркуцио в исполнении Георгия Иобадзе, темпераментный Тибальд (Иван Скицан), излишне нерешительный Бенволио (Артемий Оя). Достойным «обрамлением» молодёжи являются зрелые актёры театра, воплотившие образы глав враждующих семейств: Елена Катышева (леди Монтекки), Лидия Матасова (леди Капулетти), Вадим Масенко (синьор Монтекки) и Олег Бажанов (синьор Капулетти).

Пьеса Шекспира в интерпретации Валерия Беляковича — это не погребальный колокол по любви: спектакль не вызывает гнетущих траурных ощущений. Когда под «Адажио» Альбинони падает финальный занавес, у зрителя скорее остаётся чувство тихой и светлой грусти.



08.07.2011
Елена МОРОЗОВА.
Источник: http://gazeta-pravda.ru/content/view/8303/70/