menu-options

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ.

«Уличный охотник». Премьера в МХАТе им. Горького у Татьяны Дорониной.

Вступление в новый, 2009 год МХАТ им. М.Горького ознаменовал премьерой остросоциального спектакля «Уличный охотник» в постановке Т.В.Дорониной. 

В пору, когда новогодняя Москва, словно измотавшаяся в хлопотах банкирша, впала в спячку в трусливом ожидании бурь на пике кризиса, МХАТ им. М.Горького, отметив в конце минувшего года свой 110-й юбилей великолепным победным представлением, начинает 2009 год премьерой на острейшую тему современности. Юбилей театра убедительно доказал, что прошедшие 20 лет под руководством Т.В.Дорониной не только вдохнули жизнь и творческую энергию в «старые мехи», но и воспитали плеяду мастеров, способных на серьезные творческие завоевания.

Итак, премьера. К ней театр готовился одержимо, с утроенной энергией и самоотдачей: ежедневные репетиции, прогоны, без устали совершенствующие найденный рисунок спектакля.

О чем он? Кто этот «Уличный охотник»? И почему ему отдано столько внимания?

Прочитав текст пьесы питерского драматурга Алексея Яковлева, в центре которой несчастливая судьба прелестной юной женщины, не сразу уловишь боль и остроту восприятия современной жизни, которая поражает вас, когда смотрите спектакль, поставленный Татьяной Васильевной Дорониной. Она вывела на уровень острейшей социальной драмы обыденную историю из нашей нынешней жизни, где уникальные старинные особняки скупают за бесценок новоявленные нувориши, выдавливая из города на обочину жизни коренных ленинградцев, переживших голод блокады, но победивших!

Почему они теперь вдруг смирились, не возражают олигархам, а напротив, радуются их пустым посулам об отдельных квартирах взамен коммуналок? Из уст состарившейся женщины, пережившей лихое военное детство на крышах блокадного Ленинграда в недетской борьбе с зажигалками, мы не раз услышим чуть ли не осанну олигарху, купившему ее дом, ее улицу, ее город, ее судьбу! Боже, какой позор! Почему она забыла о достоинстве человека и, как заведенный игрушечный попугай, повторяет небыль о «правах человека»? Почему? Эти нелегкие «почему» не раз посетят вас в ходе спектакля.

Однако горечь утрат, поражений, наконец, унижения не сразу проникает в ваше сердце. Алексей Яковлев написал комедию, смешную до слез, и вас постоянно душит этот смех в ходе спектакля. Тетя Капа, как утверждает автор, получившая имя производное от «Капитала» Маркса, колоритная, трогательная, невероятно забавная со своим рефреном: «Я атеистка. Слава те, Господи!» В исполнении великолепной Лидии Матасовой этот образ действительно комический, по праву вызывающий живую и непосредственную реакцию зала. Да, все они, эти жители современного Санкт-Петербурга, представленные в пьесе Алексея Яковлева (он автор «Версии «Англетер»), личности колоритные. И прелестная Лилия в исполнении Елены Коробейниковой (кстати, выпускницы театральной школы Петербурга), не утерявшей даже в царстве капитала душевной щедрости к страдающему человеку.

Лилия – воплощенная романтика доброты и душевной ясности. Лиризм, женственность актрисы – опоэтизированная стилистика сценического поведения, которая своей утонченностью поднимает на уровень человечности жестокую историю, рассказанную автором. В пьесе действуют два ее мужа: первый, теперь бывший, он же бывший моряк, Серёжа. В исполнении народного артиста России Валентина Клементьева – это рвущаяся на части душа когда-то порядочного человека. Второй муж Лилии, то есть нынешний, тоже бывший, но летчик, когда-то заставивший Лилию поверить в свою судьбу. Теперь он занят так называемым «малым бизнесом», то есть таскает тряпки из Турции и их продает. Серёжа, которого Лилия мечтает спасти, живет в комнате старинного дома, в окна которого смотрят прекрасные купола Спаса на Крови. Здесь и находим мы Лилию, примчавшуюся на помощь Сереже. Сюда же пожаловал и Виктор, второй муж, чтобы в припадке ревности терзать и мучить «свою белую Лилию». С достоинством талантливого мастера заслуженный артист России Александр Титоренко ведет свою роль, выполняя сложнейший рисунок, заданный режиссером.

Но не был бы МХАТ под руководством Дорониной МХАТом в его ключевой ипостаси, согласись он лишить нас надежды и веры.

Следуя логике неизбежного крушения личности в современности расползающихся нравственных опор, автор спектакля все же оставляет героям возможность прорваться к своей задавленной совести, хоть как-то почувствовать в себе человека. Умение же пронести пафос веры в достоинство человека сквозь мрак личностного падения – одно из редчайших качеств режиссуры. С виртуозным мастерством Татьяна Доронина соединяет, казалось, несовместимое!

Последняя, романтически идеальная попытка почти раздавленной Лилии найти счастье любви в образе Славы. Он рукою романтика-рыцаря срывает ее смертный полет. Он, прекрасный рыцарь в исполнении красавца Максима Дахненко, в белом костюме несет ее на руках, одаривает ее жизнью любви. Она – белая Лилия в летящем наряде, и они, словно белые птицы, находят друг друга для счастья. Это даже не сон. Это призрак, это далекая мечта, которой, однако, невозможно осуществиться.

И Слава, увы, не герой и не романтик. Он – олигарх, которого ошалевшая Капа узнает по фото в газете. И это разоблачает его.

Романтический туман уплывает на ваших глазах, личина хозяина жизни, уличного охотника за душами заблудших проступает в чертах прекрасного белого «принца». Он не рыцарь, он злой, безжалостный охотник. Он жестокий и надменный циник. Он хозяин нынешней жизни, и этим сказано все – пощады не ждите, как и не ждите квартиры, обещанной Капе, не ждите счастья любви. Бедная Лилия! Ни грана человечности в этой продавшейся дьяволу личности!

Картина жестокой правды – вот полотно спектакля, поставленного Дорониной. И как украшение этой безрадостной картины – добрая, светлая женщина, одаривающая последней надеждой порушенные души. Она не заблуждается, нет, эта чистая Лилия, она просто верит, светло и упрямо, верит в Серёжу и в Виктора, верит в тетю Капу. В глубине их душ и, правда, живут хорошие люди. Дать бы им волю!

Сдавать вечный экзамен на человечность – вот правда спектакля Дорониной! Порядочность, увы, также подвержена коррозии – не забывайте об этом, люди, говорит художник.

И еще об одном надо сказать, ибо иначе образ спектакля будет неполным. В комнате, где живет Серёжа, звучит музыка. Он навсегда влюблен в советские песни о Ленинграде. Он слушает их постоянно, они – последняя нить к достойной жизни. Эта музыка – незримый фон спектакля, его камертон.

«Солнышко светит ясное,
Здравствуй, 
страна прекрасная...» –  

звучит оставшаяся живым островком в нашем сердце музыка светлого детства, вызывая непрошеные, но такие дорогие и светлые слезы зрителей!

 

Источник: http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4506
Автор : Галина Александрова
Источник : "Советская Россия" №3(13220) от 17.01.09