Гуськов и Вележева сыграли Горького
В Театре им. Вахтангова вышел спектакль "Люди как люди" по пьесе Максима Горького "Зыковы".
Название переменили не случайно. Еще до поднятия занавеса зрителей предупреждают, что проблемы конкретной семьи, описанные Горьким около ста лет назад, и сегодня касаются абсолютно всех. Тем не менее от примет прошлого в новой вахтанговской постановке не отказываются - красивый антураж эпохи модерна ласкает взор, а легкие театральные преувеличения обостряют и без того захватывающую интригу.
"Зыковы", как и многие пьесы Горького, нагнетают страсти и учат жизни. Но характеры героев выписаны так скульптурно и точно, что даже самые нарочитые декларации звучат вполне естественно, а прямолинейный пафос вызывает в зале одобрительные аплодисменты. Впрочем, социальный аспект пьесы меньше всего волновал постановщика Владимира Иванова. Его спектакль - о том, почему людям всегда хочется всего и сразу, но только одни дают волю своим желаниям, а другие вынуждены себя сдерживать. Причем несчастны и те, и другие...
В "Зыковых" все чересчур. Если любовь, то неуемная, как половодье, если зависть - так злая, разъедающая, как ржавчина. Есть и пьянство до одури, и смирение до ханжества... Словом, несмотря на актуализированное название спектакля, здесь далеко не все как у людей. Лесопромышленник Антипа Зыков отбивает невесту у собственного сына. Безвольный и бесхарактерный Миша смиряется, а когда юная мачеха вдруг признается ему в любви, пытается застрелиться, но остается в живых. Измена обожаемой супруги и ранение сына перерождает Антипу. Младшая сестра, умная и красивая вдова Софья - его единственная поддержка и опора, на протяжении всего действия отгоняет от себя женихов, попутно разоблачая их в аферах против брата.
Антипа, сыгранный Алексеем Гуськовым, не захватывает Павлу по праву сильного, а безмерно очарован ее юностью и обаянием. В минуты душевного слома этот сильный, резкий мужик откровенен во всех слабостях своей противоречивой души.
Софья, напротив, целенаправленно убивает свою чувственность, хотя в минутном порыве и признается в тайном желании побуянить. Лидия Вележева играет скорее функцию, нежели реальную женщину. Взвешенные паузы, точные ударения усиливают ее сходство с классной дамой, твердо знающей, как надо жить. Элегантные костюмы, сочиненные для Софьи художником спектакля Максимом Обрезковым, подчеркивают ее холодноватую сущность, а смена тканей подыгрывает развитию характера. Карминно-красное платье горделивой хозяйки вначале, темно-зеленый наряд в сцене объяснения с бывшим возлюбленным Муратовым (страстно и ярко сыгранным Александром Рыщенковым), серовато-бежеватые тона домашнего одеяния заботливой тети и сестры в страшном, беспокойном финале...
Остроумный костюм точно характеризует и антипода Софьи, мещанку Целованьеву, мамашу Павлы. Одетая с претензией, но крайне нелепо, она и ведет себя соответственно. Ольга Тумайкина не боится клоунских красок, разоблачая существо, подобострастно втершееся в дом Зыковых.
Деревянные панели выкатываются на авансцену, словно стенки узких гробов. Гнетущую атмосферу не изменить ни делано улыбчивой Павле (Ольга Немогай), ни искреннему Михаилу (Дмитрий Соломыкин). Лишь шустрая девочка-служанка Степка (Мария Костикова) не замечает людских страданий, наслаждаясь жизнью даже в деревянной зыковской "гробнице". Но не ее ли голос за сценой выводит бесхитростную песню про страсти-мордасти и напасти, от которых не спрятаться?..
Источник: http://izvestia.ru/news/373301